Византийская художественная система. Причерноморье. Часть 2.

Как гласит сохранившаяся греческая надпись, церковь св. Пантелеймона в Нерезе, в Македонии (нынешняя бывшая Югославия), была расписана в 1164 г. по распоряжению одного из членов императорской династии Комнинов. На территории Македонии взаимообогащались в то время художественные поиски греков, сербов и болгар. Общий стиль живописи явно греческий, равно как и тип изображенных фигур. Искусствоведы отмечают чрезвычайное значение нерезских фресок для истории византийской, да и всей средневековой живописи и, в частности, для становления в следующем веке сербской национальной школы. В самом деле, эти фрески предвосхищают некоторыми чертами как константинопольское искусство Палеологовского периода, так и остронапряженную эмоциональность сербской живописи. Мало того, та живопись, которой в XIV в. Феофан Грек прославит себя на Руси, в какой-то степени также восходит к ним.


Оплакивание Христа. Фреска церкви св. Пантелеймона в Нерезе. 1164 г.

Глубокий, но уже не затаенный, как в дафнийских мозаиках, а самый острый и страстный драматизм потрясает нас в росписи церкви св. Пантелеймона. В сцене «Оплакивание Христа» лицо богоматери опухло от слез. Обеими руками она порывисто обнимает бездыханное тело. Горе ее беспредельно, и это именно выразил художник с такой силой, что образы его запечатлеваются в памяти как апофеоз страдания. Поразительная по своему реализму деталь: левый глаз мертвого Христа чуть приоткрыт. И все это передано чисто живописными средствами, свободными и широкими мазками.

И вот возникают вопросы, которые приходится оставить без ответа. Как родилось это драматическое видение мира?


Церковь богоматери в Грачанице. Около 1320 г.

Что вдохновляло создателя или создателей этих фресок? Не проникли ли в это творчество, чисто константинопольское по своему мастерству, какие-то иные влияния, какие-то страсти и грезы тех краев, где они возникли? Или, быть может, проявилась в нем мощная индивидуальность художника, перерастающая все, что находит себе объяснение в мироощущении определенной среды?

...История средневекового Сербского государства была кратковременной, но блистательной. Освободившись в XII в. от вассального подчинения Византии, Сербия уже в следующем веке захватывает у Византии обширные территории. В XIV в., в царствование Стефана Душана, она могущественнейшая держава. Владения этого государя простираются от Дуная до Олимпа и от Адриатики до Марицы. Он помышляет о захвате самого Константинополя, мечтая об обновлении под своей властью дряхлеющей Византийской империи, высоко почитает греческую культуру, устанавливает при своем дворе греческий церемониал, хоть одновременно и обращает взоры на Запад, поощряя культурные общения с Италией. Переплетение культур способствует культурному росту сербского народа.


Успение богоматери, Фрагмент фрески церкви Троицы в Сопочанах. Конец XIII в.

И все же Сербии не удалось сдержать напора грозного врага, которому менее чем через три четверти века суждено было окончательно сокрушить и древнюю державу ромеев. В 1381 г. турки нанесли сербскому войску тяжелое поражение на Косовом поле, положив начало длительному порабощению сербского народа.

Но то крепкое, живое и гордое, что позволило этому народу выдвинуться в такое сложное и бурное время на мировой арене, все же успело проявиться в искусстве — ярком, здоровом и самобытном.

Как и болгарское, сербское зодчество радует своей декоративностью. Это, пожалуй, его отличительная черта. Внешний облик храма становится нарядным, стены облицовываются белым мрамором с розовыми и синими прожилками, украшаются рельефами, причем в растительные узоры вплетаются изображения фантастических птиц и зверей, а в богатое скульптурное убранство включаются и человеческие фигуры, подчас в естественных, живых поворотах. Влияние Запада тут несомненно, однако византийская традиция преодолевает гранитную суровость романского стиля.


Апостолы, Фрагмент фрески церкви Троицы в Сопочанах. Конец XIII в.

Но самобытность сербского искусства проявляется ярче всего в монументальной живописи.

Знаменитые фрески Троицкой церкви в Сопочанах (вторая половина XIII в.) включают сцены, совершенно необычные для строго регламентированной византийской иконографии, как, например, кончина матери основателя храма или перенесение королевских останков. Но главное в этих фресках — острая внутренняя напряженность содержания. В сцене «Успение», величайшем шедевре сербской живописи, апостолы образуют мощную группу, в которой все подвижно, несмотря на ее органическую монолитность. Позы, жесты, повороты голов апостолов с редкой силой и выразительностью доносят до нас их глубокое волнение, печаль и раздумья. Острая наблюдательность, интерес к окружающей жизни, ярко национальные сербские типы, стремление к портретности, к достоверности, а равно к занимательности, упорные попытки более широкого охвата видимого мира, народность общего мироощущения — все это ярко выделяет сербскую живопись в общем художественном потоке, питавшемся соками Византии.

Приняв еще до Болгарии христианство от греков, Сербия значительно раньше Киевской Руси приобщилась к византийской культуре.

Подобно болгарам, многие сербы нашли убежище в нашей стране, где им было оказано широкое гостеприимство.

Сербские художники работали и на Афоне, и в Румынии, они оказали воздействие на развитие болгарского искусства и своей островыразительной манерой поразили новгородских и московских мастеров. Влияние сербского искусства можно проследить в ряде созданий древнерусской живописи. Новгородская церковь Спаса на Ковалеве (1380) была, по-видимому, расписана при ближайшем участии сербских художников.


<<< Византийская художественная система. Причерноморье. Часть 1.

Византийская художественная система. Причерноморье. Часть 3. >>>

<<<Хронология Древней Руси>>>