Живописно-графическое направление крестьянского искусства.

Живописное начало в области крестьянского бытового искусства имеет и свое значительное развитие, и свои художественные особенности. Как уже было отмечено, живопись в крестьянском искусстве выражена в формах бытовой росписи. Расписывание бытового предмета красками являлось распространенным приемом декоративного убранства в крестьянском искусстве и значительное количество сравнительно поздних памятников, которыми располагают современные хранилища, относятся именно к этой категории расписных предметов.


Светцы железные. Северные губернии

Живописная сторона крестьянского искусства, несмотря на свои несомненные художественные достоинства, представляется не столь богато развитой, как пластическая. Крепкий резец более, чем легкая кисть, был привычен руке народного мастера - художника. Хронологически роспись возникла, как более сложная художественная техника, значительно позднее, нежели скульптура резьба. Если истоки народной резьбы затериваются в очень отдаленных веках первоначального формирования славянских племен, то хронологические начала народной росписи вряд ли могут быть отодвинуты за пределы XVII в. Крестьянская живопись, поскольку мы можем ее наблюдать и изучать в сравнительно позднейших памятниках, не имела, по-видимому, очень долгих и прочных традиций, которые дали бы ей возможность, медленно созревая, завершиться и кристаллизоваться в столь же оригинальное и разностороннее художественное мастерство, как крестьянская резьба или вышивка. Помимо этого, следует иметь в виду и другую причину более слабого ее развития, скрывающуюся в самом характере применения росписи для бытовых предметов. Роспись, преследуя чисто внешние декоративные цели, всегда была более оторвана от основных моментов созидательного художественного процесса; являясь как бы вторичной обработкой бытового предмета, она не сосредоточивала на себе главных творческих устремлений народных художников.


<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 15

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 2. >>>

<<<Оглавление>>>