Во всей этой резьбе широкие и сильные вырезы одинаково уверенно и четко передают и старые декоративные образы и элементы позднейших стилей. Крестьянское творчество, воспринимая притекающие новшества и продолжая строго хранить традиции древности, создало оригинальный художественный вид поволжского архитектурного орнамента, в котором среди ясных и четких классических завитков, давно нашедших спокойное равновесие в мерном ритме, гнездится таинственные и волнующие образы народного ума и фантазии. Два далеких друг другу художественных мировоззрения таинственно сплетаются и пересекаются на резных подзорах нижегородских изб и волжских барок.
Ковш деревянный резной. Мотив парных конских голов. Нижегородская губерния
В рельефе фигурных причелин поволжской архитектуры, равно как и в конструктивных деталях наличников, наблюдаются также и элементы византииско-романского стиля в виде парных птиц с виноградными гроздьями, фантастического звериного орнамента, витых колонок и т. д. Но этот орнаментальный слой обычно художественно подчинен более поздней волне классических мотивов.
Скопкарь деревянный, расписной. Архангельская губерния
Бытовой рельеф в крестьянском искусстве, в противоположность архитектурному, развит сравнительно небогато и не имеет большого распространения. На крестьянских изделиях он вызван главным образом причинами технически-производственного порядка, как, например, плоский рельеф набойных досок, приспособленный для оттисков на материи. В декорации других бытовых предметов деревни рельеф встречается сравнительно редко; можно указать на резьбу северных копыл (прялок) с плоским или сильно уплощенным рельефом и па чисто рельефную декорацию вальков и рубелей поволжского района, куда он перенесен резчиками из области архитектурной резьбы. В той или иной доле встречается он на разнообразных предметах быта, но не является характерной их чертой; мы не имеем типичных категорий бытовых предметов, художественно связанных с этим способом их украшения.
<<< Деревенское бытовое искусство. Часть 4.
Деревенское бытовое искусство. Часть 6. >>>
<<<Оглавление>>>