Вещественный быт в искусстве. Часть 4.

Лаконизм художественных приемов, впитавших в себя многочисленные коррективы длинного ряда художников, достигал предельного выражения.

На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества.

Художественно-производственные традиции, которых так боятся индивидуалисты, не только стесняют это творчество, препятствуя новизне и заступая путь субъективным капризам и уклонениям, но и высоко культивируют излюбленные мотивы иконографии и приемы мастерства.


Пряничная доска наборная

Повторяемость и единообразие художественного труда приводят к совершенному выражению, производят живой отбор, в результате которого на поверхности художественно-ремесленного крестьянского производства выживают и остаются лучшие и полноценные достижения.

Развитие крестьянского коллективного искусства нельзя уподобить быстролетящему коню бурного и несдержанного индивидуального творчества. Это движение медленного илота на широкой реке; словно недвижим и мертв этот дремлющий плот на воде, но это неверно: он движется и преодолевает тысячеверстные пространства.


Пряничная доска из типа «почетных». Владимирская губерния

Лишь случайная скудость и малочисленность сохранившихся памятников не позволяет нам с достаточной полнотой уяснить все фазы и ступени этого развития: богатая и долгая жизнь крестьянского искусства представлена бедно и кратко в собраниях наших музеев.

Последние не дают нам исчерпывающего и разностороннего отражения вековой жизни этого искусства; его долгий путь характеризован лишь некоторыми этапами.


<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 3.

Вещественный быт в искусстве. Часть 5. >>>

<<<Оглавление>>>