Лаконизм художественных приемов, впитавших в себя многочисленные коррективы длинного ряда художников, достигал предельного выражения.
На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества.
Художественно-производственные традиции, которых так боятся индивидуалисты, не только стесняют это творчество, препятствуя новизне и заступая путь субъективным капризам и уклонениям, но и высоко культивируют излюбленные мотивы иконографии и приемы мастерства.
Пряничная доска наборная
Повторяемость и единообразие художественного труда приводят к совершенному выражению, производят живой отбор, в результате которого на поверхности художественно-ремесленного крестьянского производства выживают и остаются лучшие и полноценные достижения.
Развитие крестьянского коллективного искусства нельзя уподобить быстролетящему коню бурного и несдержанного индивидуального творчества. Это движение медленного илота на широкой реке; словно недвижим и мертв этот дремлющий плот на воде, но это неверно: он движется и преодолевает тысячеверстные пространства.
Пряничная доска из типа «почетных». Владимирская губерния
Лишь случайная скудость и малочисленность сохранившихся памятников не позволяет нам с достаточной полнотой уяснить все фазы и ступени этого развития: богатая и долгая жизнь крестьянского искусства представлена бедно и кратко в собраниях наших музеев.
Последние не дают нам исчерпывающего и разностороннего отражения вековой жизни этого искусства; его долгий путь характеризован лишь некоторыми этапами.
<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 3.
Вещественный быт в искусстве. Часть 5. >>>
<<<Оглавление>>>