Творчество индивидуальное все время заслоняло творчество коллективное. Картина в русском искусстве изучена вообще более полно и тщательно, чем художественно-бытовой предмет. В художественных произведениях отдельных живописцев мы изучали каждый поворот пути, а обширные области великого бытового искусства народного коллектива оставляли без всякого освещения.
Подзор резной. Деталь. Мотив льва. Средне-волжский район
Русская этнография, исследуя и изучая быт народный, иногда обращала свое внимание, бегло и вскользь, на яркие художественные особенности предметов этого быта. Но специальное наблюдение и изучение крестьянского художественного творчества не могло быть и не было ее прямой задачей, а попутные и краткие указания ее никогда не задевали глубоко внимания русских историков искусства; для последних изучение западно-европейского и русского искусства живописи всегда было центральной и главной задачей.
Вместе с тем, нельзя сказать, что своеобразная художественная культура, ярко отраженная в быту русского крестьянства, не привлекала к себе никакого внимания. Мы знаем, что разнообразные мотивы крестьянского искусства постоянно подвергались заимствованию и использованию в творчестве очень многих художников; художественные критики в своих беглых заметках многократно отмечали и указывали в народном искусстве глубокие источники и плодотворные начала для новых художественных исканий и оформлений; разнообразные художественно-промышленные и кустарные очаги, стремящиеся к своему возрождению и обновлению, всегда пытались обосновать этот расцвет на привлечении в новый художественный круговорот старых и старинных мотивов и приемов крестьянского творчества. И, несмотря на все это, знакомство с крестьянским творчеством постоянно ограничивалось самыми беглыми и поверхностными обзорами, не переходило на ступени систематического изучения и не оставляло никаких следов в специальной литературе.
<<< Крестьянское бытовое искусство. Введение.
Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 3 >>>
<<<Оглавление>>>