Семнадцатый век. Декоративное и прикладное искусство

И миниатюры, и графика процветали в XVII в., но, пожалуй, наибольшего развития достигло декоративное и прикладное искусство.

Изделия «золотых дел мастеров» составляют основную массу сокровищ Оружейной палаты Московского Кремля. Оклады, напрестольные кресты, цаты, потиры, братины, чарки, ковши, стопы, серьги самой тонкой работы сверкают там в витринах, унося нас в мир сказочной роскоши, царской, церковной или боярской. Но это не все, ибо в Оружейной палате, когда она была не музеем, а «кузницей» прикладного искусства, работали и «литцы» (литейщики), и чеканщики, и басменщики, и «сканных и черневых дел мастера». Искусство эмали особенно обогатилось в XVII в. благодаря широчайшему распространению расписной или живописной эмали. Но и это не все. Не перечислить всех видов искусства, творимого для украшения, что подарил нам этот век. Белокаменная резьба и изразцы; декоративная резьба по дереву (роскошные иконостасы и «напрестольные сени», решетчатые двери, золоченые клиросы); слесарное мастерство (так называемая золотая решетка кремлевского Теремного дворца являет нам сплошное кружево спиралевидных завитков с ромбами, цветами, диковинными чудовищами и скоморошьими головами); шитье, в которое в изобилии, дотоле невиданном и уже чрезмерном, вводятся золото, жемчуг, драгоценные камни.


Золотой ковш царя Михаила Федоровича. 1624 г.

Украшательское излишество — вот, пожалуй, основной грех декоративного и прикладного искусства XVII в. И потому, несмотря на богатейшую фантазию, проявляемую мастерами, и на виртуозность их техники, XVII век не может быть признан веком высшего расцвета декоративного и прикладного искусства. В предыдущем веке орнамент строго выполнял свою функцию: стелясь по сосуду или кресту, орнамент не только следовал структуре (тектонике) предмета, но выявлял ее еще полнее и ярче. В XVII в. орнамент стал самоцелью. Предмет, произвольно покрываемый эмалью, драгоценными камнями или изображениями, служил мастеру всего лишь предлогом для орнаментального расточительства. В результате получались изделия часто замечательные по работе, богато отделанные, что называется «не жалея средств», но внутренне неоправданные и потому художественно несовершенные.

И все же лучшие достижения народного творчества живут и в самых роскошных изделиях того времени. Золотой ковш царя Михаила Федоровича (в Оружейной палате) украшен драгоценными камнями, жемчугом, чернью, но форма его, найденная задолго до XVII в., та же, что и у деревянных крестьянских ковшей.

Увы, очень мало сохранилось деревянных изделий, созданных тогда народными мастерами для деревенского обихода. Тем драгоценнее дошедшие до нас ковши и скобкари от самых крохотных, умещающихся на ладони, до огромных, сработанных из корневищ. В них радуют конструктивная ясность, спокойное благородство формы и ее целесообразность.

Заря XVIII века. По словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек». Наступила новая эра нашей истории, отмеченная и новым искусством. Что же дало этому новому искусству искусство предшествовавшей эры?

На этот вопрос убедительно отвечает М. В. Алпатов в следующих строках, которыми мы и закончим раздел о великом художественном наследии Древней Руси: «Это был переворот, равного которому не пережила культура ни одной другой страны Европы. Русские люди смело преодолели все трудности и вступили на новый путь. Но это не значит, что в процессе ломки старого погиб весь опыт древнерусского творчества. Его традиции сохранились и позднее. И это сказалось не в том, что отдельные художники нового времени следовали древнерусским мастерам и заимствовали у них отдельные мотивы и формы. Подлинная связь с традицией оказалась полнее всего в тех случаях, когда русские художники решали новые задачи, поставленные новыми историческими условия-ми, но опирались при этом на всю совокупность художественного опыта Древней Руси. Истинными наследниками и продолжателями дела древнерусских мастеров были не стилизаторы, создатели «ложнорусского стиля» в архитектуре или церковных росписях XIX века, но такие творцы архитектурных форм, как Баженов и Захаров, такие живописцы, как Александр Иванов и Суриков».


<<< Семнадцатый век. Пермские боги.

Введение. >>>

<<<Хронология Древней Руси>>>