Художественный быт крестьянского искусства. Часть 5.

Музеи не имеют этих древнейших памятников. Незначительное их количество, быть может, возможно предполагать лишь в области раскопочного материала (керамика, металл), совершенно еще не просмотренного и не проанализированного с точки зрении его родства с позднейшими выражениями крестьянского искусства.

Художественное обличье этих древнейших памятников можно лишь проблематически восстанавливать, выделяя из разнородной формальной поверхности позднейших видов крестьянского искусства целостно и фрагментарно сохраненные им многочисленные иконографические отблески давних культов, обрядов, верований. Иконографическое со держание этих отдаленных ступеней развития, недоступных нашему непосредственному наблюдению, невидимому, в значительной мере, судя по сохранившимся следам, определялось побуждениями и требованиями духовного порядка. Изобразительная сторона народного искусства была постоянно связана с древними языческими культами и верованиями. Орнаменты и формы — иные явно, другие глухо — говорят об этом. Можно утверждать, что почти все орнаментальное содержание русского крестьянского искусства, за вычетом позднейших, путем внешнего воздействия отложившихся, наслоений, может быть сведено к символической иллюстрации древних религиозных начал народной жизни. Эта своеобразная символика, выраженная в типичном зоографическом (вышивка) и геометрическом (бытовое дерево) орнаменте, надолго заворожила художественный стиль этого искусства и служит первичной основой почти всех его последующих, уже чисто декоративных, формации.


Подзор простыни, вышитой цветными нитями. Деталь. Мотив барса. Олонецкая вышивка

Если мы выделим из иконографической области непосредственно нам известных памятников крестьянского искусства все те его мотивы, которые явно и несомненно принадлежат XVIII веку, и очень небольшую долю принадлежащих XVII веку, то оставшийся иконографический мир сразу перенесет нас в века, очень далеко отстоящие от того времени, когда непосредственно создавались сохранившиеся до нашего времени и интересующие нас памятники. Между временем их создания и временем первоначального образования тех мотивов, которыми это искусство наследственно пользуется, откроется огромный хронологический прорыв, никак не заполненный и ничем не запечатленный в этом искусстве.


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 4.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 6. >>>

<<<Оглавление>>>