Художественный быт крестьянского искусства.

Крестьянское искусство за долгие века своего существования переживало довольно сложный эволюционный процесс своего развития. Ряд очень характерных следов этого движения отчетливо сохранился на его иконографической поверхности за период последних двух веков. Все эти явные и живые следы являются, при современном положении изучения крестьянского творчества, главными и самыми значительными признаками, по которым можно намечать и угадывать долгий путь, совершенный этим безымянным и бездокументным искусством.


Подзор простыни, вышитой красной нитью. Архангельская губерния

Как уже выше было указано, собрания русских хранилищ и музеев отнюдь не представляют, как это, быть может, многим кажется, широкой и полной картины крестьянского художественного быта на протяжении всей его многовековой истории. Собранные за последнее время, эти памятники довольно полно характеризуют крестьянское бытовое искусство главным образом эпохи XVIII и XIX веков. Облик крестьянского искусства за эти последние века и является той реальной величиной, где сосредоточиваются наши изыскания; этот иконографический и формальный склад и должен послужить сейчас главным источником всех исторических построений, догадок и заключений. Учитывая в этом творчестве исключительную силу и живучесть формальных традиций, многократно доказываемую сравнительным изучением памятников на протяжении двух столетий, в течение которых мы констатируем очень медленную изменяемость форм, конструкций, орнаментики, техники и материала бытового искусства, можно, с известной долей основания, намечать и проводить преемственные связи и далеко вглубь за пределы XVIII века.


<<< Другие направления крестьянского искусства.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 2. >>>

<<<Оглавление>>>