Вологодская белая перевить особенно интересна тем, что она с тонкой впечатлительностью отразила сильные влияния на крестьянском искусстве помещичьего быта; в этом отношении она соперничает с изумительной скобчатой резьбой с инкрустацией нижегородского района. Вышивки всегда более строго хранили в своей иконографии древнейшие начала, но в белой вологодской перевити новейшие мотивы более легко расшатали вековые традиции и широкими потоками проникли в репертуар вышивки, преобразив ее в своеобразную галерею рисунков, характерно иллюстрирующих пышный и великолепный быт русского барства. Широкие подзоры дают ряд выразительных запечатлений этой праздничной и ликующей жизни: кавалеры и дамы в изысканных, жеманных и грациозных позах на прогулках и в беседе; архитектурные пейзажи, сады и парки служат общим фоном для празднеств с многолюдным обществом, экипажами, оркестрами, катаньем в лодках, фейерверками; сцены в беседках, картины охоты, кавалькады всадников, вереницы карет — вся эта серия тонко наблюденных бытовых сцен нашла себе любопытнейшее выражение в художественном творчестве вышивальщиц, вполне овладевших новыми реалистическими мотивами и передавших их в метких и острых чертах послушной нити. Это традиционное крестьянское мастерство далеко от беспомощности, неуверенности, слабости; реалистическо-изобразительная линия в ней обладает такой же силой и четкостью, как и символически-орнаментальная линия в передаче древнейших культовых мотивов. Крестьянское искусство и здесь показывает большую глубину своих внутренних сил, легко, уверенно и оригинально разрешающих труднейшие художественные задачи. Оно все время находится на высоком уровне своих конструктивных и декоративных приемов и навыков и, привычно пользуясь ими, легко преодолевает все трудности усвоения и передачи новых тем. Нельзя не удивляться широким, плавным, мерно разминающимся линиям, просто, уверенно и метко характеризующим чуждую среду и образы. Пышно-богатый и тонко-развитой оригинальный стиль этих вышивок подтверждает наличность большого и устойчивого мастерства, таящего в себе долгую художественную культуру.
Прялка расписная. Деталь. Мотив птицы-сирин. Северо-Двинский район
<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 16.
Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 18. >>>
<<<Оглавление>>>