Линия безраздельно царствует и господствует в этом искусстве, все преодолевая, все подчиняя, все побеждая, устанавливая новые, законы, новые формы, новые обличья, возрождая из древних останков новый сложнейший иконографический мир.
Богатую и особенно оригинальную культуру графической линии крестьянской вышивки представляет главным образом северная фигурная вышивка красной нитью на подзорах простынь и концах полотенец. Она содержит в себе исключительно древние орнаментальные слои русского искусства. Образы неведомых вышивальщицам богов и богинь, символических зверей и птиц в ритмичных графических построениях образуют прекрасные магические узоры на этих бытовых холстах. Красная нить, в ряде различных технических приемов шва (настилом, квадратом, крестом и др.), достигает высоких степеней четкости, ритма, выразительности; ряды человеческих фигур, барсов, всадников, коней, птиц, строений, вазонов, деревьев находят себе оригинальные выражения в так называемом геометрическом стиле.
Прялка расписная. Деталь. Сцена чаепития. Северо-Двинский район
Эти геометризованные обличья живых образов, своеобразные растительные конструкции, узорные фразировки животного мира художественно образуются из несложной по существу, но необыкновенно богатой по разработке и применению системы прямых линий четырех направлений: вертикали, горизонтали и двух противоположных наклонных (диагоналей квадрата); в пределах этих простейших линий строятся и развиваются все изумительные узоры северных вышивок с их бесчисленным количеством вариаций. Огромное художественное мастерство и неисчерпаемая изобретательность проявлены в указанной геометризации; крестьянские вышивки следует изучать как образцы и примеры совершенной графической фразировки. Чудеса декоративного вымысла встречаются на каждом деревенском узорном холсте. В таком исключительно богатом творческом использовании нескольких простых художественно-технических основ — вновь наглядно выражается коллективный путь развития данного искусства: высоко интересные орнаментальные достижения явились в итоге тысячекратно примененных повторений, из которых каждое приносило свою долю похожих и близких, но новых штрихов; все они постепенно кристаллизовались в неотъемлемые дополнения к основному мотиву и поступали в общую орнаментальную сокровищницу коллективного гения.
<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 14.
Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 16. >>>
<<<Оглавление>>>