Не буду повторять то, что не раз уже говорилось о самом методе их работы, о том, что портрет или зарисовка движется от одного соавтора к другому, обрастая деталями и поправками, возникают новые варианты, уходят старые и т. д. и т. п.
В последние годы все осложнилось - возраст, расстояния, порой болезни. И речь идет не о том, кому принадлежит та или иная остроумная деталь, речь идет о другом: о том удивительном единстве мышления, которое буквально с первой работы сперва просто обратило на себя внимание зрителя и читателя, потом очаровало, а потом стало непреложной частью мышления целого поколения, которое они воспитали своими работами.
Не знаю, как назвать сатирический мир Кукрыниксов.
Во всяком случае, те «обнажения», которые находят Кукрыниксы в горных породах человеческих характеров и отношений, - это нечто большее, чем шарж. И терминами «гипербола», «абстракция» и т. п. здесь не отделаться. В фольклоре есть «мир наизнанку». Люди, не очень хорошо знающие русское народное творчество, любят переносить на нашу почву термин «карнавальность». Это неточно. Вернее будет «мир наизнанку», «смеховой мир», может быть-«антимир». .
Этот «мир наизнанку» есть в русском лубке. Он есть у Иеронима Босха. У Питера Брейгеля. У Опоре Домье...
Но говорить об особом обучении у этих мастеров здесь не следует. Даже в тех случаях, когда речь идет о тематической или сюжетной близости.
Наталья Соколова, автор монографии о Кукрыниксах, этот вопрос раскрыла на материалах иллюстраций к «Дон Кихоту». Она взяла работы О. Домье, классические иллюстрации Гюстава Доре и сделанные в конце 40-х - начале 50-х годов Кукрыниксами.
<<< Общество художников-станковистов
<<<Оглавление>>>