Народный мастер Умаркул Джуракулов

Здесь я должен огорчить любителей архаики, ценителей народного лишь в древности. Я узнал, что семидесятилетний мастер отнюдь не живет лишь традициями. Он сказал мне, что давно и пристально изучает народную керамику, не только узбекскую, но и многих других народов, что, в частности, ему близки поиски художников современной Риги. Что и по выставкам Москвы, и по Эрмитажу он ходил не просто как восхищенный посетитель, во еще и как человек, ищущий новые пути. Мы говорили с ним о гончарах Болгарии и керамистах Чехословакии, о стихах и живописи. И старый мастер сказал, что видел, знал Хамзу Хакимзаде Ниязи, революционного поэта Узбекистана, которого иногда называют узбекским Маяковским, что он любит Гафура Гуляма, который тоже в лучших своих стихах идет от Маяковского, и что, наконец, стихи русского поэта Маяковского помогают ему своей жизненной щедростью.

Вот они, осколки традиционной схемы: народность - традиция - архаика... Народный мастер Умаркул Джуракулов понял то, что далеко не всегда понимают критики в два, а то и в три раза помоложе, чем этот старый человек. Народность и поиски нерасторжимы. Не случайно народное творчество во многом определило поиск и Маяковского, и Шостаковича, и Петрова-Водкина, и Пикассо, и Матисса...

У Джуракулова есть трое учеников - Мансур Насиров, Абдурахман Мухтаров и Вячеслав Смирнов. Они хорошо звучат, эти три имени: Мансур, Абдурахман и Вячеслав. Уже одно их звучание ликвидирует миф о «народном», которое бродит, видите ли, где-то в крови. Вологодский, белозерский парень, ученик народного художника Узбекистана - это звучит здорово.


<<< Певучий и стремительный рисунок блюда

Веселый зоосад >>>

<<<Оглавление>>>