Социальная и эстетическая значимость работ Лебедева и Маршака как раз в том, что они оба без малейшего нажима вводили ребенка в круг гуманистических понятий и идей, в круг эстетических принципов.
Надо сказать, что у нас детская книга до С. Маршака и В. Лебедева была чаще всего простым соединением текста и рисунка. Советские авторы создали единство рисунка и стиха.
Детская книжка до них слишком часто была претенциозна и нравоучительна. Она была сентиментальна и болезненна.
И - аполитична.
Уже самые первые книжки Маршака и Лебедева были подлинной революцией в создании иллюстрированной книги. Достаточно вспомнить книгу «Цирк», поражающую лаконизмом и в то же время яркостью образов и красок, остроумную и темпераментную. Е. Данько в одной из статей писала: «Вряд ли найдется более эмоционально-веселая книжка. На последней странице серая лошадка увозит наездницу. В ритме простых пятен достигнуто движение, почти слышатся звуки марша».
С тех пор, когда были написаны эти строки, прошло больше полстолетия, но оценка «Цирка» остается неизменной. Недаром журнал «Советский цирк» спустя много лет опубликовал вариант этой совместной работы Маршака и Лебедева.
Эта детская книжка рождалась как плакаты РОСТА - тема, рисунок, подпись. Сам Маршак вспоминал: «Стихи были как бы подписями к замечательным рисункам художника...»
И подобно названным агитплакатам книжка эта имела перед собой конкретных врагов: чахлую дидактичность, сентиментальность, мещанское видение мира.
Создание иллюстрированной книги >>>
<<<Оглавление>>>