Поиск монументального стиля

Речь идет о полотнах, посвященных Киргизии, о полотнах, посвященных Франции и Италии, о полотнах, посвященных Индии. Великолепный режиссер и художник А. П. Довженко писал:

«Прекрасна индийская серия С. Чуйкова, художника-поэта, сумевшего в небольшом цикле картин, насыщенных волнующим цветом, идущих из далеких глубин словно бы не холста, а самой великой знойной страны; представить нам жизнь простого народа Индии с удивительной силой».

Я знаю индийские работы Чуйкова, хранящиеся в Русском музее и Третьяковской картинной галерее. Очевидно, великолепное знание нашего Востока избавило художника от экзотического восторга: и его более ранние индийские работы - «Студентка из Калькутты», «В пути», «На набережной в Бомбее вечером», «Маленькая продавщица цветов», и поздние - триптих «Они хотят жить», «Дети Мадраса», «Новобрачные из касты неприкасаемых» и др. повествуют о красоте далеких народов и племен и одновременно о духовной их жизни. Очень психологичны и очень не просты эти работы, и, хотя художник не показал нам остро социальные конфликты, не погрузился в жалостливое умиление, по ним можно понять многое из противоречий этой далекой страны, а главное - почувствовать уважение и любовь к великому и прекрасному индийскому народу.

И каждый раз, когда ты подходишь к полотнам индийского цикла - пейзажам, портретам, многофигурным композициям, каждый раз, когда перед тобой возникает лино «Черной Мадонны», или фигуры незнакомцев на неведомой мне дороге, или отроги Гималаев, думаешь не только о далекой стране - думаешь о художнике, рожденном нашим временем, нашей страной.


<<< Города и книги

Индия полотен С. Чуйкова >>>

<<<Оглавление>>>