Бесконечное разнообразие движений

Дега конструирует картину из отдельных почерпнутых из действительности элементов, которые он изучал многократно и всесторонне. Тщательная проработка форм и структуры лошади была одним из самых больших увлечений Дега: он изучал ее формы и в точном рисунке карандашом, и в быстром росчерке пера на листе блокнота, и в масле, и в темпере, и со стекой скульптора в руках. Дега сумел увидеть, а его память - зафиксировать неожиданные, быстрые, мгновенные движения животного, до тех пор не отмеченные никем из живописцев.

Дега почти никогда не изображает сцену скакового состязания. Очевидно, она кажется ему в известной степени однообразной, стандартной. Он добивается композиций более сложных, построенных на контрастных элементах. Их дают ему не столько мотивы состязаний, сколько мотивы тренинга, проездки лошадей перед скачкой, моменты подготовки к пуску лошадей, мотивы неудачного старта и возвращения и т. п. Дега дает остро почувствовать неожиданность движения лошади, он как бы схватывает его на лету; вместе с тем его рисунок рождает впечатление закономерности зафиксированного движения, его, так сказать, профессиональной точности. Лошадь, спокойно идущая, наклонившая голову к траве, лошадь, легко несущаяся по полю или сдерживаемая на ходу всадником, лошадь, совершающая крутой поворот, неожиданно метнувшаяся в сторону или несущаяся, закусив удила, - таково бесконечное разнообразие движений, используемых Дега.


<<< Многочисленные сцены скачек

Сцены скачек Дега >>>

<<<Оглавление>>>