Характерно, что произведения Мане могли войти во французские музеи лишь путем дара со стороны коллекционеров: по общественной подписке (по инициативе Клода Моне) была приобретена у вдовы Мане и поднесена в дар музею «Олимпия», завещание Кайбота принесло Люксембургскому музею «Балкон», завещание Командо - «Лолу де Баланс» и «Флейтиста», дар Моро-Нелатона - «Завтрак на траве» и завещание вдовы Золя - портрет Эмиля Золя. Но в течение этих лет громадное большинство других значительных работ Мане ушло в музеи и коллекции иностранных государств: в США, Германию, Англию, Скандинавские страны. Франция тяжело расплачивается за слепоту своих художественных руководителей.
Долгий период, когда Мане был вовсе не представлен или недостаточно представлен в музеях Франции, не мог не содействовать ослаблению популярности художника. Новые поколения вступали на сцену, новые проблемы волновали художественный мир, и кривая художественной эволюции все дальше уходила от реализма Мане; символизм, фовизм, кубизм - все эти течения вряд ли могли содействовать раскрытию и пониманию искусства Мане.
Развитие французского искусства шло дальше. Подымались и терпели крушение сомнительные величины, взнесенные теми или другими художественными школами, выявляя свою внутреннюю несостоятельность, а значение искусства Мане постепенно вырастало в сознании художников, как растут горы по мере удаления от них путников.
<<<Оглавление>>>