Эти сцены катящейся мимо него жизни Мазерель фиксирует с известной «объективностью», избегая шаржа, утрировки. В этой «объективности» сила и слабость Мазереля. Его изображение предстает перед читателем как свидетельство правдивого документа. «Вот жизнь, как она есть»,- словно говорит художник. Он не делает необходимых выводов из данного им изображения. Он не приходит как судья и каратель.
Не будем, однако, делать вывода, что Мазерель относится к действительности с пассивным приятием, не делая попыток ее оценки. Вовсе нет! Уклон его социальных симпатий ясен, через всю сюиту проходит сдержанная, глубоко затаенная боль за человека, калечимого, уродуемого капиталистической действительностью. Мазерель видит ежечасно попрание его достоинств, видит тиски, которые беспощадно сжимают его существование; но поскольку он не показывает выхода, не зовет к борьбе за ниспровержение этих условий, понятен пессимизм развертываемого художником грандиозного цикла.
В вышедшем в 1926 году альбоме «Лица и гримасы» (60 гравюр на дереве) Мазерель пробует дать сатирически-шаржированный образ современности, но именно эти попытки лучше всего показывают, что не в этой области лежит острая сила его дарования. В «Лицах и гримасах» Мазерель хотел показать ограниченность, тупоумие буржуа, порочность его нравов, пошлость, затягивающую, словно тина, все его существование.
<<< С «фотообъективом» своего глаза повсюду
<<<Оглавление>>>