Проклятая сверхчеловеческая зима

Палитра Ван-Гога очищается и перестраивается в течение первых же недель; он идет на выучку к французам; он пишет этюды, где явственно влияние импрессионистов, он «пуэнтиллирует» вслед за Синьяком и Сера, работает без устали, создает сотни натюрмортов, портретов, пейзажей , пробует выставляться. Иные из художников ему невыносимы, другие приобретают магическую власть: таков Поль Гоген. Минует лето, посвященное пейзажу, наступает вторая зима в Париже. Нерегулярная жизнь, работа, истощающая нервы, вечная напряженность, беганье по мастерским и выставкам, длящиеся часами споры, недостаточное питание, вино, нездоровые возбуждения натягивают до крайности струны. Отношения напрягаются даже с братом Тео. «Проклятая сверхчеловеческая зима», - называет ее позднее Ван-Гог. Чад и дым застилают огни «города-светоча». Мечта все обнять, примирить, соединить в общих усилиях умирает в атмосфере взаимной борьбы, в заколдованном кругу борющихся течений и самолюбий. «Нервы расшатываются, истощается желудок, портится кровь». Суета городской жизни становится невыносимой. Нужно порвать все и уйти в себя, сосредоточиться, вернуться к природе, к звучным краскам, солнцу, синему небу. Внезапно, почти без предупреждения, покидает Ван-Гог Париж, уезжает на юг, в Арль.

Уже многие парижские работы выдают рождающуюся индивидуальность художника, там впервые встречаемся мы с поражающими энергичными, резкими штрихами, с неумолимой ясностью создающими форму (портрет торговца Танги, натюрморты, автопортреты), наталкиваемся на употребление красок чистых, смелых.


<<< Голландии катастрофически рушится

«Прованс мне кажется… столь же прекрасным, как Япония…» >>>

<<<Оглавление>>>