Поздние рисунки Родена

По своей взволнованности, напряженности эти рисунки близки рисункам Делакруа, Домье. Они передают трагический, патетический взлет великой поэзии Данте, они говорят о романтической струе, столь сильной в творчестве Родена. Вместе с тем, в этих смелых «анатомиях» постоянно ощущается восприятие скульптора: мощными контрастами света и тени, легкой штриховкой или, наконец, резко акцентированной линией Роден дает всегда почувствовать пластические объемные ценности. По силе, экспрессии, по властной свободе и по точности своего языка эти рисунки - одно из самых поразительных художественных явлений XIX века. Роден выступает в них законным преемником классической линии рисовальщиков - Леонардо, Микельанджело, Рембрандта, Пуссена.

Иной характер носят поздние рисунки Родена. В них художник не ставит себе целью систематическое изучение натуры, как в своих ранних академиях, они не являются воплощением встающих перед художником литературных образов. Поздние рисунки - это карандашные рисунки с натуры, или, вернее, рисунки, сделанные «по поводу натуры», порою тронутые легкой растушевкой или условными пятнами однотонной акварели. Тенденция к крайней упрощенности, синтетичности, сказавшаяся в этих рисунках, находит себе аналогию в поздней роденовской скульптуре, в которой исчезает интерес художника к детализации, чеканке формы, где все эффекты базируются на воздействии массы, переданной суммарно, обобщенными планами или тающей в легком сфумато.


<<< В технике туши, чернил, сепии

Эпоха 1900 года >>>

<<<Оглавление>>>