Александр Михайлович Герасимов (1881-1963)

В. И. Ленин на трибуне
В. И. Ленин на трибуне (1930)
Кто не знает размноженное в миллионах репродукций полотно А. М. Герасимова «В. И. Ленин на трибуне»! Пронизанная верой в торжество коммунизма, эта картина остается одним из ярких живописных произведений, посвященных незабываемому образу вождя Октября.
Выдающийся советский портретист, ученик А. Архипова и К. Коровина, А. М. Герасимов начал свою работу над образом В. И. Ленина вначале 1920-х годов. В задуманном портрете художник мечтал показать В. И. Ленина как трибуна революции, призывающего массы на священную борьбу с угнетателями, на созидание нового общественного строя.
Вспоминая процесс своей работы, художник писал: «Сознание, что работаешь над образом гения человечества, наполняло и глубокой творческой радостью и вместе с тем чувством большой ответственности. Я отчетливо понимал, берясь за эту работу, что необходимо сохранить для будущих поколений не только правдивый внешний образ Ленина, но вместе с тем и раскрыть перед зрителем чувство, с которым мы, современники, воспринимали дни и труды великого освободителя трудящихся и осмысливали новый этап мировой истории.
Много и долго работал я над своим первым портретом Ленина, много в нем переделывал, менял, но одна мысль неустанно руководила всеми моими творческими помыслами: Ленин — организатор Октября, пламенный трибун, вождь величайшей в веках революции. Таким я старался показать его на своем полотне».
Картина «В. И. Ленин на трибуне» была закончена в 1930 году. В ней Герасимов одним из первых в нашей живописи создал обобщенный образ великого Ильича как вождя Октября, призывающего народ на решительный бой с капитализмом, с врагами революции.
Замышляя свою композицию как портрет Ленина-трибуна, художник отнюдь не ставил задачей сделать его как бы натурным портретом. Герасимов стремился создать портрет-картину — полотно, в котором важную роль должно играть композиционное построение и введение определенных аксессуаров, помогающих активному выражению идеи, темы, образа. «Мою картину,— говорил художник,— можно назвать историческим портретом».
В сознании Герасимова ясно откристаллизовалась четкая мысль о Ленине как необыкновенном по пламенности убеждений революционере. Ильич возникал перед ним в огне своих речей, потрясающих весь мир.
Такая идейная целеустремленность способствовала концентрации творческих усилий в едином направлении, рождала живой, эмоциональный язык, помогала нахождению броской, сразу, с расстояния читаемой композиции, убедительной конкретизации деталей.
«В. И. Ленин на трибуне» Герасимова с первого взгляда привлекает силой творческого порыва. Картина звучит как песня, как гимн коммунизму и его гению. Герасимов передает силу революционной мысли Владимира Ильича, пламенность его натуры, безмерную любовь к народу, горячую убежденность в победе труда над капиталом.
Облик Ленина предстает перед нами полный величия и кипучей революционной страсти. Ленин обращается к народу, стоящему на площади. Чувствуется, что этот поток народа необъятен.
Герасимов сумел выпукло, осязаемо выразить в образе Ленина черты трибуна — революционера, коммуниста. Задача художника была исключительно трудной. Мы знаем по воспоминаниям современников, какой неотразимой силой правды дышало и горело ленинское слово. Рожденный для революции, Ленин был ее непревзойденным трибуном, первым, лучшим ее оратором.
У Герасимова убедительно передана вся пластика Ленина — трибуна, оратора. Именно таким мы и представляем себе Ильича, выступающего перед народом.
Композиция картины проста, лишена случайных деталей. Фигура вождя возвышается над площадью, трепещут от ветра алые стяги — символ революции. Все основано на динамике, на единстве ритма движения Ленина и ритма потока людской массы.
Силе идейного звучания картины помогает и ее фон с изображением грозового неба, сгущенных туч. Это, казалось бы нейтральное, место композиции приобретает большое значение для выражения мысли картины. В сгущении грозовых туч, в огненных отсветах на небе зритель чувствует, как «гремит разорванный ветром воздух» и как буря революции сотрясает всю Россию, весь мир.
Колорит картины «В. И. Ленин на трибуне» дышит горячей силой, трепетом цвета. В общий сгармонированный тон Герасимов смело вводит резкий локальный цвет алого знамени.
Герасимов видел В. И. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, но находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица Ленина с должной ясностью. И, конечно, для углубленного постижения характеристики лица Ленина ему пришлось изучить многие материалы. Он прочел большое количество литературы о жизни и революционной деятельности Ильича, много беседовал со старыми большевиками, близко общавшимися с вождем партии.
Герасимов рассказывает, что трактовка образа Ленина была навеяна впечатлением от одной из скульптур С. Д. Меркурова, появившейся в те годы. В ней он почувствовал близкую к своему замыслу революционную романтику.
Конечно, художник внимательно познакомился и с документальными фотографическими материалами. Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства.
«Фото кое-что подсказывает художнику,— утверждал Герасимов.— Но писать портрет по фото — это значит не сделать даже мало-мальски сносного портрета. Трагедия немалого количества писавших и пишущих Ленина современных наших живописцев и заключается в том, что дальше «живописной реконструкции» фотографии они не идут. Особенно обманчивы в фото ракурсы и отношение теневой и светлой части лица».
Примечательно, что Герасимов стал знакомиться с документальным материалом, когда идея портрета была уже решена в его сознании.
Картина «В. И. Ленин на трибуне» принадлежит к числу первых значительных полотен, которые утверждали метод социалистического реализма. Глубокое идейное содержание соединилось в ней с высоким мастерством исполнения.

<<< Исаак Израилевич Бродский (1884—1939) <<<
>>> Василий Николаевич Баншеев (1862—1958) >>>