Русская советская живопись . Обзор. Часть 5.


Развитие живописи 1930-х годов идет под знаком укрепления связи искусства с жизнью народа. Новое жизненное содержание, которое стремились воплотить в своих работах художники, определило и изменения в традиционных формах живописи. Так, в 1920-е годы в историко-революционном жанре были широко распространены произведения, посвященные вполне конкретным историческим событиям. Для нового периода характерны картины, типизирующие социально значительные явления и не связанные с какой-либо определенной датой. Советские художники преодолевают прямолинейный документализм, присущий многим работам прежних лет, создают образы более обобщенного значения. Развивается жанр группового портрета. Он возрожден к жизни потребностью запечатлеть людей — членов одного коллектива, связанных общностью трудовых интересов. Советские баталисты работают над созданием панорам и диорам, и это расширяет — по сравнению с предшествующим периодом — возможности батальной живописи. Дальнейшее развитие получает так называемый индустриальный пейзаж.
В центре внимания советских художников остается борьба за тематическую картину, вступившая в новый этап. Более глубоко осваиваются традиции русского реалистического искусства.
В развитии советской тематической живописи конца 1920-х и 1930-х годов большую роль сыграло творчество Б. В. Иогансона.
Особенно ярко дарование живописца развернулось в таких произведениях, как «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). Обе эти работы можно назвать этапными в развитии советской живописи. И та и другая картина построены на драматическом столкновении. В отличие от более ранней картины Иогансона «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928), для которой характерна пространная описательность, сюжетное повествование в них немногословно. Художник отбирает самое главное и выразительное. Поэтому и лаконичная композиция, и богатый колорит, и, наконец, характеристики героев в обоих произведениях создают цельный и впечатляющий художественный образ. Построенные на противопоставлении двух противоположных общественных групп, двух враждебных классов, эти произведения с большой силой и страстностью раскрывают революционную борьбу пролетариата против своих угнетателей.
Основная композиционная мысль картины «Допрос коммунистов» хорошо определена самим автором: «Коммунисты, несмотря на то что они в плену, наступают, а белые загнаны в угол». Верное художественное решение позволяет художнику глубоко решить и идейную задачу: хотя коммунистов ждет смерть, они, морально побеждая своих врагов, остаются вечно живыми. Таких людей, сильных правотой своих убеждений, сильных волей партии и трудового народа, невозможно убить, уничтожить.
Ярко запоминающимися характеристиками героев, остро найденным сюжетно-композиционным решением отличается и другая картина Иогансона «На старом уральском заводе». И здесь драматический конфликт убедителен потому, что художник нашел живописно-пластические средства его раскрытия. Образы картины — результат глубокого творческого обобщения. В поединке взглядов рабочего и хозяина передано гораздо больше, чем только взаимоотношения двух людей. В нем показана обреченность класса эксплуататоров и огромная революционная сила пролетариата. Так же как и «Допрос коммунистов», эта картина, насыщенная революционным пафосом, написанная с большой силой живописной выразительности, вошла в золотой фонд произведений социалистического реализма.
Произведения Иогансона знаменуют собой новый тип историко-революционной картины. Это — концентрированные образы определенных социальных явлений. Раскрывая жизнь в революционной борьбе, в столкновении противоположных классовых сил, художник утверждает историческую неодолимость нового.
Тенденции, наиболее полно и ярко проявившиеся в творчестве Иогансона, находят свое выражение и у других мастеров. Обращаясь к темам революционного прошлого, художники стремятся к углубленному социальному анализу изображаемых явлений. Однако к единой цели они идут различными путями. Так, например, Кукрыниксы склонны к сатирическому обобщению, к гротескной заостренности образа («триптих «Старые хозяева», 1936—1937), Г. М. Шегаль в картине «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле в 1919 году» (1935) сосредоточивает внимание на раскрытии человеческих чувств, П. П. Соколов-Скаля ищет в событиях революционного прошлого героическую романтику («Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году», 1937).
К сожалению, большое количество произведений на историко-революционную тему не обладало еще должным уровнем художественного мастерства и не выдержало испытания временем.
Необходимо также отметить, что уже в период 1930-х годов живописцы, работающие в историко-революционном жанре, стали испытывать на своем творчестве отрицательное воздействие культа личности. Во многих произведениях живописи факты действительной истории искажались в угоду идеалистическим концепциям Сталина, в то же время не раскрывалась в достаточной мере роль народных масс. Парадность и ложный пафос часто подменяли собой пристальное изучение жизни.
Однако общий характер живописи 1930-х годов определялся всем строем окружающей действительности. И вместе со становлением социалистического уклада жизни крепло и развивалось советское искусство.
Заметные сдвиги происходят в жанре бытовой живописи. Внимание к ней в 1930-е годы усиливается. Само понятие «бытовой жанр» наполнилось новым содержанием. Социалистический характер нашей действительности расширил прежние рамки быта. Личное стало неразрывно связано с общественным. Трудящийся человек ощутил себя участником великих социальных преобразований, полноправным хозяином своей земли. Художники передают новые явления действительности, новые взаимоотношения между людьми, новый быт. Действие в большинстве картин этого времени выносится из интерьера на улицу, на стройку, на завод, в поле. Значительность событий, массовость изображаемых сцен обусловили создание многофигурных, крупномасштабных композиций. Указанные особенности бытового жанра можно обнаружить еще в прошлом десятилетии. В 1930-е годы они проявляются в полной мере.
И если живописцы 1920-х годов, и прежде всего художники АХРР, овладевая темами современности, были слишком скованы документальной достоверностью факта, то в 1930-е годы художники смелее обобщают единичные явления жизни, успешнее типизируют события современности. Правда, стремясь к тематической масштабности, к широте обобщения, живописцы нередко приходили к схематизации, к психологическому обеднению образов современников. Тем не менее творческая установка видеть в жизни типические события и ситуации была плодотворной. Через осмысление событий, характерных для нового уклада жизни, художники постепенно шли к постижению нового человека.
В 1930-е годы в полной мере развивается дарование А. А. Дейнеки. Он создает глубоко взволнованные и проникновенные образы: «Мать» (1932), «Спящий мальчик» (1932), пишет многофигурные композиции, в которых воплощает свой замысел с присущей ему пластической ясностью и выразительностью, хотя и несколько схематично («Наемник интервентов», 1931; «На допросе», 1933).
Особенно интересует художника «физкультурная» тематика. Тема спорта — это тема юности. В спортивных мотивах Дейнека находит красоту и динамику современности. Отбрасывая несущественное, выделяя и подчеркивая средствами линии, силуэта, ритма главное, художник достигает острой выразительности образа. Этой же цели служит и некоторая декоративная уплощенность формы в его работах и тяготение к локальным живописным отношениям. Не случайно увлечение Дейнеки монументальными росписями и мозаикой, так как черты монумента-лизма органически присущи его творчеству. Броскость и пластическая ясность манеры художника отвечают его бодрому, юному восприятию жизни. Характерны в этом отношении картины «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и другие.
В работах художника, написанных по впечатлениям заграничных поездок, звучат сатирические и трагические ноты («Улица в Риме», 1935, «Негритянский концерт», 1935). Картинам на темы советской жизни свойственна светлая лирика («Девочка у окна», 1933). Произведения Дейнеки наполнены ощущением света, солнечного простора («Будущие летчики», 1938).
Творчество художника сильно не психологической углубленностью образов, а их пластической выразительностью, передающей силу и красоту гармонически развитого человека. Живописец умеет выявить свое, очень современное и оптимистическое мироощущение. В лучших своих произведениях он преодолевает черты схематизма, заметные в его некоторых, особенно ранних, работах.
Наряду с мастерами старшего поколения, а также с художниками, успевшими зарекомендовать себя в 1920-е годы, выставки 1930-х годов выдвигают новые имена художников. Среди них — А. П. Бубнов, Ю. И. Пименов, В. Г. Одинцов, Т. Г. Гапоненко, А. А. Пластов.
Характерное произведение этого времени — «Октябрины» (1937) А. П. Бубнова. Эмоциональный тон картины приподнятый, мажорный. Интимный, казалось бы, сюжет — семейное празднество по поводу рождения ребенка — трактуется как событие радостное для всего большого коллектива, в котором живет и трудится молодая семья. Художник не приукрашивает изображаемое. Вместе с тем образы обыкновенных людей обрисованы им с искренней симпатией.
<<<  Русская советская живопись . Обзор. Часть 4. <<<
>>>  Русская советская живопись . Обзор. Часть 6. >>>