Русская советская живопись . Обзор. Часть 3.


В 1920-е годы наряду с АХРР существовал ряд других художественных объединений: «Новое общество живописцев» (НОЖ), «Бытие», «Маковец», «Общество московских художников» (ОМХ), «Четыре искусства» и ряд других. Для многих из них было характерно эстетское отношение к действительности и формалистические поиски «самодовлеющей живописности». В дальнейшем значительная часть художников, входивших в эти объединения (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, К. С. Петров-Водкин, А. В. Лентулов, А. А. Осмеркин и другие), под воздействием воспитательной работы партии и успехов идейно-реалистического искусства, получившего поддержку народа, стремятся связать свое творчество с жизнью. В их произведениях мы видим новые черты, свидетельствующие о реалистическом восприятии человека и природы. Эти художники подчас противоречиво, но искренне стремились понять революционную эпоху. Разными, порой сложными путями они шли к социалистическому реализму.
Прогрессивную роль в приближении искусства к современности сыграло «Общество станковистов» (ОСТ). Художники, входившие в эту группу, — А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, П. В. Вильяме, А. Д. Гончаров, Н. Ф. Денисовский и другие — ставили своей задачей передавать динамику современной жизни, в их творчестве главенствующее место занимали темы индустрии, спорта, нового быта. Вместе с тем во многих работах «остовцев» преобладали формальные поиски нового, «индустриально-технического» художественного языка.
Уже в середине 1920-х годов и позднее советские живописцы достигают больших успехов в создании историко-революционной картины, в портретной живописи, бытовом жанре и пейзаже.
Развивая прогрессивные реалистические традиции, советские художники создали яркие произведения, повествующие о жизни советского народа, его революционной борьбе и новом строительстве.
Зачинателем советской историко-революционной живописи явился И. И. Бродский.
«Великая Октябрьская революция,— писал он в своей автомонографии,— с первых же дней глубоко захватила меня. Мне сразу сделалось ясно, что позорно современнику, а тем более художнику, пройти безучастно мимо тех великих событий, которые не по дням, а по часам развивались перед глазами. Я понял, что отобразить революционную эпоху и ее великих людей—долг художника».
Среди послереволюционных работ Бродского мы находим и многофигурные исторические композиции, и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Значительным достижением художника является цикл исторических картин, в которых запечатлены выдающиеся события революционной эпохи, героика борьбы народных масс. В 1920-е годы художник создает монументальные полотна «Торжественное заседание II конгресса Коминтерна» (1924), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и ряд других произведений, имеющих большое художественно-документальное значение.
Будучи выдающимся портретистом, Бродский исполнил серию портретов передовых людей Советского государства. Особенно много творческих сил он отдал образу В. И. Ленина, которого имел возможность рисовать с натуры. Лучшим воплощением ленинского образа в творчестве Бродского стала его картина «В. И. Ленин в Смольном» (1930). В ней Ленин запечатлен таким, каким он живет в сознании миллионов людей — простым и великим. В этой картине, как и в других работах Бродского, проявилось высокое реалистическое мастерство художника.
Пейзажные картины Бродского отличаются поэтичностью, законченностью формы, завершенностью композиции. Таковы «Летний сад осенью» (1928), «Аллея парка» (1930), «Терраса» (1930) и другие.
Как художник и общественный деятель Бродский активно боролся с чуждыми советскому искусству проявлениями буржуазной идеологии, с формалистическим искусством. Большое значение имела его деятельность как педагога и директора Всероссийской Академии художеств. Под его руководством воспитывались кадры молодых художников, успешно овладевающих реалистическим мастерством.
В один ряд с Бродским, сыгравшим большую роль в истории советского искусства, следует поставить крупнейшего советского художника-баталиста М. Б. Грекова — создателя замечательной галереи картин, посвященных Первой Конной армии. В полотнах Грекова запечатлены яркие страницы борьбы нашего народа с контрреволюцией на юге России. Они выражают народный характер гражданской войны, раскрывают образы рабочих и крестьян, поднявшихся на защиту завоеваний революции. Таковы его картины «В отряд к Буденному» (1923), «Разгром корпуса генерала Кржыжановского» (1924), «Бой под Егорлык-ской» (1927), «Бой за Ростов у Генеральского моста» (1928), «На Кубань!» (1934). Написанные по живым впечатлениям, они отличаются достоверной конкретностью. Это свидетельства художника-очевидца, изобразительная летопись народной борьбы за землю и волю. Несколько иной характер носят картины Грекова «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934), «Знаменщик и трубач» (1934), в которых созданы обобщенные романтически взволнованные образы, проникнутые пафосом побед Советской Армии.
Большую роль в картинах Грекова играет пейзаж, просторы Донского края, родной Кубани, где родился и вырос художник. Греков был одним из зачинателей советской панорамы. В диораме «Взятие Ростова» (1929) художник превосходно решил сложные композиционные задачи.
Ему было поручено создание панорамы «Перекоп», которую он не успел завершить.
Деятельность Грекова имеет важное значение в истории советской батальной живописи. Продолжая традиции Верещагина, Греков успешно развивал их в новых исторических условиях. Его имя присвоено Студии военных художников.
Героика гражданской войны нашла яркое воплощение также в картинах Н. С. Самокиша «Атака» (1919), М. И. Авилова «Прорыв Польского фронта Первой Конной армией в 1920 году» (1927), П. М. Шухмина «Приказ о наступлении» (1927), П. П. Соколова-Скаля «Таманский поход» (1927), Г. К. Савицкого «Первые дни Октября» (1929), Ф. С. Богородского «Матросы в засаде» (1928).
В произведениях советских художников-баталистов Красная Армия показана как армия народная, ведущая справедливую войну против врагов своей Родины, как армия, «которая в первый раз в истории знает, за что она борется» (Ленин). Это во многом определило характер советской батальной живописи, ее гуманистическое содержание.
Большим творческим достижением советской живописи явилась картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928). В ней с полнотой проявились характерные черты его художественного почерка. Выразительными, почти графическими средствами художник решает большую революционную тему. Лаконичная, четкая по ритму и экспрессии композиция хорошо передает суровую обстановку тех лет, героизм защитников Петрограда, их уверенность в победе.
В 1920-е годы к историко-революционной теме обращается также ряд других художников. Так, К. С. Петров-Водкин пишет картину «Смерть комиссара» (1927), в которой ставятся морально-этические проблемы смерти во имя долга. Ноты жертвенности в характеристике героя картины снижают ее идейное значение.
В 1920-е годы возрастает интерес к бытовой живописи. К достижениям в этой области следует отнести картины Е. М. Чепцова «Заседание сельской ячейки» (1924) и «Переподготовка учителей» (1925), в которых художник с большой теплотой, правдивостью и безыскусственной простотой запечатлел людей и новый быт советской деревни начала 1920-х годов. Та же типичность взятых из жизни сюжетов, живые, правдивые образы людей покоряют зрителя в картинах А. В. Моравова
«В волостном загсе» (1928), Б. В. Иогансона «Советский суд» (1928) и «Рабфак идет» (1928).
В бытовой живописи плодотворно работали в эти годы также С. В. Рянгина, Е. А. Кацман, Г. Н. Горелов. Последнему принадлежит написанная с большой задушевностью картина «В день похорон В. И. Ленина в деревне» (1926).
Несмотря на то что в ряде картин художников-жанристов еще отсутствовала углубленная образная характеристика, общая направленность их творчества говорила о сознании ответственности перед народом, о поисках реалистически ясного художественного языка и новых способов и форм отражения революционной современности.
Эти же тенденции были характерны для портретной живописи. От фиксации внешнего облика человека к раскрытию его характера, к типизации образа — таков путь творческих исканий советских портретистов в 1920-е годы.
В портрете Д. А. Фурманова С. В. Малютина (1922) изображен боевой соратник Чапаева. Образ Фурманова, талантливого писателя-революционера и воина, человека большой души, полон внутреннего благородства. Сдержанный колорит портрета хорошо передает характер мужественного, внутренне цельного человека. Образам активных строителей социалистического общества посвящены картины Г. Г. Ряжского «Делегатка» (1927) и «Председательница» (1928), в которых художник сумел передать типические черты нового советского человека, передовых женщин-активисток. В их облике выражены сильный характер, большая собранность, достоинство. В картине Н. И. Струнникова «Партизан» (1929) дан образ волевого бойца, непримиримого к врагам. Продолжателем традиций русской реалистической живописи был В. Н. Мешков, оставивший серию портретов современников, исполненных с большим мастерством. Среди его наиболее значительных работ — портреты В. Р. Менжинского (1927), С. М. Буденного (1927), М. В. Калининой, матери М. И. Калинина (1930).
Выдающимся достижением советской живописи явилась созданная А. М. Герасимовым картина «В. И. Ленин на трибуне» (1930). В ней дан героический образ великого вождя и выражен пафос революционной романтики первых лет Октября.
В работах Е. А. Кацмана «Ходоки у М. И. Калинина» (1926), «Калязинские кружевницы» (1928), К. Ф. Юона «Подмосковная молодежь» (1926) с глубокой симпатией изображены рядовые советские люди, труженики села.
Обращение к современной теме, стремление выразить новое в жизни народа способствовали развитию пейзажной живописи. Поездки художников по стране помогли им увидеть новое строительство.
Картина Б. Н. Яковлева «Транспорт налаживается» (1923) являлась программным произведением, утвердившим в советском пейзаже индустриальную тему. Художник сумел в поэтическом образе передать тему борьбы рабочего класса за восстановление народного хозяйства.
<<<  Русская советская живопись . Обзор. Часть 2. <<<
>>>  Русская советская живопись . Обзор. Часть 4. >>>