Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930)

Шахтерка
Шахтерка (1894)
Когда посетитель Государственной Третьяковской галереи, познакомившись с картинами художников шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов XIX века, оказывается в зале, где размещены произведения Касаткина, он испытывает такое ощущение, словно перед ним открывается какой-то новый мир образов, чувств, идей.
И прежде всего он, пожалуй, направится к знаменитой касаткинской «Шахтерке».
Среди сокровищ русской живописи «Шахтерка» Николая Алексеевича Касаткина занимает весьма почетное место. А ведь это всего лишь этюд, написанный с натуры, — совсем небольшой холст.
И все же вряд ли кто безучастно пройдет мимо, не задержится перед ним.
В центре холста, отделенная от низеньких строений большим серым пространством двора, стоит молодая девушка-шахтерка. Во всем ее облике, в том, как она непринужденно держит конец перекинутой через шею косынки, как, горделиво подбоченившись, смело и чуть насмешливо встречает она взгляд зрителя, в том, как ничто ее здесь не стесняет, видна спокойная уверенность в себе, в своих силах. Эту уверенность еще не обрел кочегар у Н. А. Ярошенко, ее не было и у других героев картин русских художников этого времени, чья кисть касалась изображения быта рабочих.
Вера в свои силы, как характерная черта крепнувшего в классовых боях русского пролетариата, пришла в русское изобразительное искусство в образах, созданных Касаткиным.
Творчество народного художника Николая Алексеевича Касаткина является одним из заключительных звеньев в развитии искусства передвижников. В ряде его произведений зреют черты нового стиля — стиля социалистического реализма.
Представитель старшего поколения передвижников Н. А. Ярошенко справедливо видел в Касаткине своего прямого продолжателя. Действительно, тема «Кочегара» получила свое дальнейшее развитие именно в творчестве Касаткина, и все же искусство этого мастера существенно отличается от искусства его старшего собрата. Касаткин формировался, как художник, на целых десять-пятнадцать лет позднее, и его искусство было более органично связано с жизнью русского пролетариата, для которого 1880—1890-е годы являлись временем стремительного развития. Именно поэтому Касаткин смог запечатлеть в убедительных образах новые черты русского рабочего 1890-х годов, выступившего как могучая политическая сила в жизни страны.
С самого раннего детства Касаткин близко познакомился с бытом бедного трудового люда и навсегда проникся глубоким уважением к людям труда. Это определило направление и характер всего его искусства. Особенный интерес вызывала у Касаткина жизнь шахтеров. В 1892 году он впервые посетил Донецкий бассейн и затем из года в год в течение семи лет приезжал сюда, чтобы пополнять запас своих впечатлений.
Примитивные шахты, убогие землянки, тяжелая, беспросветная жизнь шахтеров произвели на художника огромное впечатление. «С трудом себя удерживаю, чтобы не уехать, — писал он родным.— Тут надо веревки, а не нервы, а у меня гнилые нитки».
Тяжелый труд шахтеров и нищенские условия жизни их семей отображены в ряде произведений Касаткина, таких как «Шахтер-тягольщик», «Углекопы. Смена», «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и многих других. Но не только подневольный труд русского рабочего на капиталистической шахте привлек к себе взволнованное внимание художника,— он был далеко не безучастным свидетелем и того брожения в рабочей среде, которое, усиливаясь с каждым годом, неуклонно готовило мощный общественный взрыв первой русской революции. «На шахтах так тяжело, что я не мог остаться работать,— сообщал Касаткин родным в одну из своих поездок, находясь в районе Макеевской шахты «София». — В Юзовке нас было арестовали (там рабочее движение и забастовка! Все заперто и завод стоит)».
Касаткина в Донецком бассейне окружал сплоченный коллектив рабочих и работниц шахт. Жизнь и труд донецких углекопов, их запавшие глубоко в душу неизгладимые образы раскрыли перед художником новые горизонты, помогли ему понять новую эпоху, нового передового человека.
Особенно удавались Касаткину образы русских женщин. Изо дня в день, из года в год наблюдал он, как постепенно разгибалась веками согнутая спина женщин-тружениц, как русская женщина включалась в общую борьбу всех трудящихся за освобождение от капиталистического рабства. Постепенно из его творчества уходили такие образы, как «Печальная», «Сострадательная». Они сменились целой галереей ярких изображений тружениц шахт, фабрик и заводов, во всем облике которых отчетливо выражалось новое, активное, действенное начало. Таковы «Пряха», «Ткачиха», «Бедовая». Лучшей из этих работ, несомненно, является «Шахтерка».
Полная обаяния и внутренней теплоты, эта девушка сразу завоевывает симпатии зрителя. Она покоряет не только своей милой женственностью, но и бодрой энергией, которую излучает ее крепкая молодая фигура, ее лицо с решительными чертами, непринужденная манера держаться. В касаткинской «Шахтерке» сочетаются задорный огонек молодости и моральная чистота, благородство и поэтичность, сближающие ее с «Девочкой с персиками» В. Серова. Вместе с тем нельзя не отметить и черты психологического различия этих двух образов. «Шахтерке» присущи большая непосредственность и открытое общение со зрителем, ей несвойственно то поэтическое раздумье, которое несколько замыкает в себе высокие чувства юной героини Серова.
Сложный духовный мир своей «Шахтерки», ее мысли и чувства стремится раскрыть художник. Этим, собственно, и определяется композиция картины. Касаткин почти вплотную приближает фигуру девушки к раме, вводит лишь самый минимум обстановочных деталей, внимательно, точно, очень любовно прослеживает пластику лица и рук, все же остальное пишет более обобщенно.
Одета шахтерка в серенькую плохонькую потрепанную кофточку и светлую вылинявшую юбку, чуть виднеющуюся из-под темного рабочего фартука. Однако бедность этого рабочего наряда здесь вовсе не акцентирована, больше того, ее почти не замечаешь. Мастерская кисть художника умело раскрыла в убогой одежде шахтерки ее живописное богатство.
Тональность картины построена на том сером цвете, который так типичен для шахтных мест. Художник не отошел и здесь от правды жизни, но он насытил колорит картины целой россыпью оттенков, то доводя серый цвет до дымчатых тяжелых тонов, то добиваясь жемчужных, легких сочетаний. Живописная красота холста, опять-таки роднящая его с картиной Серова, придает этому этюду особенное очарование, насыщает его светлым оптимизмом. Манера же письма художника, свободная непринужденность его кисти, удивительно соответствующая характеру образа, при уверенной точности рисунка, сообщают этюду высшую гармонию целостной законченности.
Оптимизм шахтерки, богатство ее духовных и физических сил определяют весь строй этого поистине новаторского произведения. Создав «Шахтерку» и целый ряд родственных ей образов, Касаткин сумел глубже, чем большинство современных ему художников, понять тенденции общественного развития, объективное содержание исторических процессов, ведущей силой которых являлся русский пролетариат. Именно поэтому начинания художника нашли дальнейшее, широкое и плодотворное развитие в произведениях нашей социалистической эпохи.
<<< Сергей Васильевич Иванов (1864—1910) <<<
>>> Валентин Александрович Серов (1865—1911) >>>