Тихо, незаметно, скромно появилось на VI выставке Товарищества передвижников это небольшое по размерам произведение. Оно было написано В. Д. Поленовым, уже сложившимся художником, только что вступившим в члены Товарищества и впервые выставлявшимся вместе с коренными передвижниками. Намереваясь поставить картину на выставку, автор писал И. Н. Крамскому:
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета...»
К открытию выставки в Петербурге картина не поспела и впервые экспонировалась уже в Москве, где 7 мая 1878 года открылась VI передвижная. Спустя несколько дней Третьяков писал в Петербург тому же Крамскому: «Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде и того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано».
Эта небольшая, скромная и милая картина не затерялась среди «боевиков» выставки, выдержала художественный искус рядом с «Протодьяконом» Репина, с «Встречей иконы» Савицкого, с «Витязем на распутье» Васнецова, с «Кочегаром» и «Заключенным» Ярошенко, с пейзажами Шишкина и Куинджи, портретами Крамского, жанрами Мясоедова, Максимова и В. Маковского. Больше того, вскоре она стала восприниматься как одно из лучших произведений национальной живописи, как жемчужина русского искусства.
«Картинка моя действительно продана, — писал Поленов 19 мая П. П. Чистякову, — ее купил Павел Михайлович Третьяков».
Тонкий ценитель русского национального искусства и на этот раз не ошибся: «Московский дворик» выявил в Поленове исключительное дарование художника-пейзажиста и явился одним из поворотных моментов в истории создания так называемого интимного, лирического пейзажа, который около полустолетия господствовал в русской живописи.
Московская, типичная для того времени обстановка: деревянный с колоннами особнячок, тенистый сад с сараем и колодцем при нем, характерная, до сих пор существующая пятиглавая церковка с шатровой колокольней, яркая зелень травы на дворе, женщина, несущая ведро с водой, беззаботно играющие ребятишки, запряженная в телегу лошадка—все эти типичные черты пейзажа старой Москвы объединились волшебной кистью живописца в широкую бытовую картину, властно покоряющую зрителя непосредственностью правдивого отображения жизни.
Не сюжетными деталями и повествовательными подробностями достигает здесь Поленов художественного эффекта, а исключительно живописными средствами, захватывающими зрителя сразу, при первом взгляде на картину, еще до того, как он станет внимательно в нее вглядываться.
Мягкий, почти физически ощутимый, заполняющий всю картину воздух погожего летнего дня, проплывающие в ясном бездонном небе и тающие в вышине облака, слепящий глаза солнечный блеск повсюду — на стене и крыше особнячка, на колокольне и на главах церкви, на сарае, на крышах дальних строений, на дорожке — все это придает картине ее покоряющую, неповторимую поэтичность.
По-новому после «Московского дворика» засветились в русской живописи краски, засияло солнце, зашелестели деревья, пейзаж ожил и засверкал, как бы предчувствуя скорое явление Левитана. Вместе с Саврасовым и Ф. Васильевым Василий Дмитриевич Поленов своей картиной «Московский дворик» открывал новую главу в истории русского пейзажа.
<<< Иван Николаевич Крамской (1837-1887) <<<
>>> Николай Александрович Ярошенко (1846—1898) >>>
Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927)
Московский дворик (1878)