Как часто еще и в наше время некоторые художники, обращаясь к военной тематике, «по традиции» изображают полуфантастического вида сражения, столкновения войск, одним словом, баталии! Картины таких авторов, с первого взгляда поражающие бьющим в глаза изобилием эффектов (громадное скопление фигур, их замысловатые группировки, иллюзорная передача деталей и т. п.), далеко не всегда глубоко раскрывают взятую ими тему. Вместе с тем бывают произведения, рассказывающие о войне, в которых нет ничего внешнего, броского, но тем не менее обладающие большой силой образного воздействия.
Такова картина А. А. Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Немногие произведения живописи могут столько поведать о Великой Отечественной войне, как это полотно.
Впечатляющая сила картины Дейнеки таится прежде всего в ее необычайном и вместе с тем очень простом по выражению замысле.
Тяжелая для страны зима 1941 года. Фашистские войска стоят на подступах к Москве... На картине — несколько домов с выбитыми окнами, среди которых высятся остатки разрушенного строения; мимо мчится грузовик. Вот и все, что видно за рядами надолб и противотанковых ежей, расположенных на переднем плане.
Но художнику оказалось достаточно изобразить это немногое, чтобы создать суровый образ неприступной русской столицы, образ, повествующий о драматических событиях истории нашей Родины.
Сильной стороной многих тематических картин Дейнеки является строго продуманная композиция. Уже одно то, каким способом располагает он на полотне изображаемое, всегда теснейшим образом связано с выражением наиболее существенных сторон замысла.
В картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», как и в целом ряде других его произведений на сюжеты Великой Отечественной войны, Дейнека стремился выразить свои чувства — гнев художника-гражданина, с болью смотрящего на тяжелые бедствия и страшные испытания, которые принесла его народу война. Вместе с тем художник хотел показать суровый, мужественный образ Родины, который он олицетворял в образе Москвы.
Задачей, которую предстояло решить в данном случае, было передать в картине пейзажного характера идею непобедимости, неприступности Москвы.
Нужно сказать, что Дейнека великолепно справился с этой трудной, посильной только для немногих задачей.
Как и во всяком подлинном произведении искусства, в картине важно все; не только сюжет, но и особенности перспективного построения, даже формат полотна по-своему служит целям выражения глубокого идейного содержания. Так, например, в картине все изображенное показано увиденным снизу (при низком горизонте). Это позволило подчеркнуть неровный рельеф местности: город воспринимается как бы стоящим на холме. Каменные дома, неуютные, с зияющими оконными проемами, скрытые в нижней своей части пригорком, кажутся вросшими в землю. Вместе с тем, видимые снизу, они устремлены ввысь. Все это делает их похожими, по меткому замечанию одного из историков искусства, на «своеобразные суровые крепости, неприступные твердыни...» Впечатлению устойчивости и крепости домов способствует удачно выбранный горизонтальный формат полотна.
Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» может служить блестящим примером использования такого средства художественной выразительности, как линейный ритм. Близкие друг другу по направлению линии — вертикали строений и телеграфных столбов, так же как и идущие почти под одним наклоном надолбы, могли бы внести в произведение монотонность, скучное однообразие, но чередование групп близких по направлению, почти параллельных линий проведено так искусно, что дома приобретают какую-то особую одухотворенность, своеобразную экспрессию, а надолбы, обращенные в сторону врага, своим строгим, четким ритмом придают облику окраины грозный ощетинившийся вид.
В развитии сюжета безлюдье окраины играет важную роль. Рисуя пейзаж безлюдным, художник тем самым внес в картину чувство настороженности; общему настроению полотна свойственна окраска суровой напряженности, драматизма. Зрителю ясно, что население покинуло жилище — кто ушел на фронт, кто рыть окопы, кто в тылу помогает своим трудом защите Родины. Но зрителю ясно и другое — здесь организована линия обороны, защитники Москвы укрепились, ушли под землю, здесь врагу уготована сокрушительная встреча.
Появление грузовика — эпизод, нарушающий, но вместе с тем подчеркивающий впечатление безлюдья. Кажется, что через мгновение грузовик скроется и все снова погрузится в полную напряженного ожидания тишину. Порывы леденящего ветра треплют брезент на его кузове. Холод, стужа ожидают здесь врага...
В картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» Дейнека предстает взыскательным, требовательным к себе мастером. Он пользуется простым, немногословным изобразительным языком; особое внимание уделяет острому, выразительному рисунку. Бережно он обращается с таким средством художественной выразительности, как колорит. Скупо используя палитру, он, однако, точно и выразительно характеризует различие предметов в цвете и материале. Так, например, он изображает старой и новой постройки дома, приглушенный общий тон которых нарушают вносящие тревогу красный и желтый цвета. Так же выразительно и просто написано мрачное, свинцовое небо, усиливающее элемент драматизма в картине.
Живописные приемы Дейнеки скупые, несколько суховатые на первый взгляд. Но, оперируя ими, художник выражает свои мысли с полной ясностью и определенностью. Он не отказывается от изображения деталей. Его способ обобщения включает умение выбирать необходимые детали, передавать характерные подробности. Так, например, Дейнека изображает не вообще зимний пейзаж, а показывает пейзаж начала зимы: земля покрыта тонким слоем снега, из-под которого кое-где виднеется старая засохшая трава. Эта конкретная подробность внесена в картину во имя исторической достоверности и образной выразительности.
<<< Павел Петрович Сонолов-Сиаля (1899-1962) <<<
>>> Яков Дорофеевич Ромас (1902—1969) >>>
Аленсандр Аленсандрович Дейнека (1899-1969)
Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года (1941)