Создание творческой фантазии Репина

Смягчающее впечатление создает и холодный, слабый свет, льющийся из окошка вверху палаты. Он набрасывает на розовый кафтан царевича прозрачный, легкий оттенок, создающий вместе с серебряной основой парчи мягкую переливчатость розового тона.

Мысль картины, рожденная под непосредственным впечатлением волнующих звуков о любви и мести, в своем колорите несла выражение страстности чувств. Ее цвет звучит, как аккорд. Репин говорил:

«... краски у нас орудие, они должны выражать нам настроение картины, ее душу, колорит должен расположить и захватить зрителя, как аккорд в музыке».

Закономерен интерес к тому, как создано было такое выдающееся по художественным качествам и глубине содержания произведение. Какие материалы легли в основу образов? Царствование Грозного и его личность привлекали усиленное внимание науки, литературы и искусства во второй половине XIX столетия. Известны труды историка Костомарова, пользовавшиеся большой популярностью, трагическая трилогия А. Н. Толстого, где отдельная часть посвящена теме «Иван Грозный», его стихи «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», где говорится о жестокости Грозного и воспроизводится мрачная картина жизни тогдашней Москвы, картина Шварца «Иван Грозный у тела убитого им сына» и прославленная статуя Антокольского, ныне находящаяся в Третьяковской галерее. Репин создал максимальный по экспрессии образ Грозного. Остались старинные описания наружности Грозного, но Репин не воспользовался ими. Он изобразил царя в последний период жизни и в такой момент потрясения и переживаемого ужаса, что немыслимо было думать о портретном сходстве, так как лицо было предельно искажено.


<<< Лаконизм композиции

Образ Грозного и царевича Ивана >>>

<<<Оглавление>>>