Это конфликт в семье, интимная драма, к ней зритель относится равнодушно. Сравнение этого варианта с законченным произведением наглядно показывает, как коренным образом Репин пересмотрел свой замысел и какую выразительность придал картине, переработав ее полностью.
Творческий процесс у каждого художника идет по-своему, и прослеживать его интересно и поучительно, но в данной небольшой книге можно только ограничиться общими замечаниями. Репин долго искал нужного ему выражения замысла, менял композицию, действующих лиц в «Не ждали» и работал в основном, как уже говорилось, над образом революционера-народника. Он достиг общественного звучания темы, захватил зрителя, а вложенным в нее содержанием сделал свою картину произведением исторического значения, запечатлев определенный этап революционного движения и изменения, происшедшие во взглядах и настроениях людей 80-х годов.
В 80-х годах Репиным была написана еще одна картина на революционную тему - «В одиночном заключении», где предположительно изображалась трагическая судьба Веры Фигнер, приговоренной к пожизненному одиночному заключению в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях после разгрома революционно-народнического движения в связи с убийством Александра II. Репин дал картину на выставку «Опытов художественного творчества» в 1896-1897 годах под названием «Тоска». Картина не была им закончена. В настоящее время она находится в Национальной галерее в Праге.
<<<Оглавление>>>