Композиционное построение

Линия спины, жест руки, очерк полупрофиля головы так выразительны, что зритель ясно представляет себе, хотя и не видит их, побледневшее лицо и широко раскрытые от изумления глаза матери, впившиеся в вошедшего. Приехавший не совсем уверенно входит в комнату. Смущенно и вопросительно вглядывается он в лицо матери. Как-то его примут? В это мгновение он еще здесь чужой. Он внес с собой суровое дыхание Сибири, края холодов и страданий. На нем дорожный армяк, грубые изношенные сапоги, в руке, запахивающей армяк, старая изношенная шапка. В глазах боль и вопрос. Сын устремил взгляд на мать, в его глазах страдание и ее трудно стало узнать, настолько горе изменило ее. Прежде чем мать придет в себя, скорее узнает и бросится к вошедшему молодая женщина, сидящая у рояля, а еще скорее узнает его мальчик за столом. Зато девочка лет восьми смотрит букой, она отца совсем не помнит, это показывает, как он долго отсутствовал.

Так тонко, разнообразно, правдиво развернул художник перед зрителем сложную психологическую ситуацию. Все пронизано глубокой сердечностью, горячим сочувствием к изображенной семье революционера-разночинца. Эта теплота и сердечность согревают и освещают всю картину. В признании ссыльного семьей, в теплой встрече изгнанника выражено и общественное признание революционера-героя. В этом и замысел картины.

Композиционное построение направлено на то, чтобы выразить как бы случайно увиденное мгновение, неожиданность встречи. Изображена лишь часть комнаты, краями картины срезаны предметы, находящиеся здесь: стол, стулья, сдвинуто кресло, с которого только что приподнялась старушка.


<<< Герои изображенные Репиным

Движение матери к сыну >>>

<<<Оглавление>>>