А значительно позже, в 1888 году. Стасов писал Репину, когда в первый раз увидал «Отказ от исповеди» и был потрясен: «Я помню, как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали «Исповедь» и как мы метались словно ужаленные и чуть не смертельно пораженные. Все остальное без такого «ужалсиия» ложь, вздор и притворство в искусстве».
Вскоре Репин сделал первые наброски к картине. На первом эскизе за священником в двери видны палач и солдаты, что соответствовало тексту «Последней исповеди» Минского. Затем поиски художника сосредоточились в стремлении более четко выявить взаимоотношения пришедшего исповедовать и осужденного, разговора между ними и поведения обоих. В конечном же итоге в картине Репин достигает нужного ему противопоставления гордого, сильного духом революционера, смело и решительно отказывающего попу, и никчемности и ненужности лицемерного служителя церкви рядом с бесстрашным и убежденным человеком. Массивная, жирная фигура священника, повернутая к зрителю спиной, выражает растерянность, так решителен и резок отпор приговоренного к смерти. Он остается в последние минуты жизни непоколебимым и уверенным в своей правоте. Предрассветные слабые лучи проникли откуда-то сверху и осветили лицо героя, серо-бледное от перенесенных страданий, гордое, полное внутренней силы. Во всей фигуре - сжавшейся, напряженной - чувствуется готовность к любой силы нравственному отпору. Серебристо-черный колорит, передавая мрак камеры смертника, получает силу эмоционального воздействия. Цвет для Репина - средство выражения основной идеи.
<<< Почтовый ящик Петербургской публичной библиотеки
Исповедь тайными приказами царской власти >>>
<<<Оглавление>>>