Лучшие ученики Академии, конкуренты на большую золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку на казенный счет, решили обратиться в Совет профессоров с просьбой изменить существовавший порядок, по которому конкурентам предлагалась к исполнению одна, общая для всех тема, обычно религиозного или мифологического содержания. 14 конкурентов во главе с Иваном Николаевичем Крамским просили разрешения писать конкурсную картину на тему по собственному выбору, аргументируя эту просьбу своеобразием склонностей и дарований каждого. Но просьба была резко отклонена, и всем претендентам на золотую медаль предложено было писать картину на мифологическую тему «Пир в Валгалле». Указывалось содержание: на троне бог один в окружении других богов и героев. На плечах у него два ворона, в небесах луна, за которой несутся волки, и т. д. Естественно, что такая нелепая тема не могла вызвать вдохновения, а вызвала возмущение. Слишком близки и понятны были требования новой эстетики отзываться искусством на явления жизни, чтобы уже сознательная молодежь решилась отдать свои силы на подобную, лишенную всякого смысла тему. И 14 конкурентов подали в Совет Академии прошение об отчислении их из Академии. Первым из них был И. Н. Крамской. Лишившись поддержки Академии, молодые борцы за новое искусство решили держаться вместе, объединиться в художественную артель. Они сняли общую квартиру и стали брать заказы на самые различные художественные работы. Такая артель как учреждение, в какой-то мере конкурирующее с Академией, было новым явлением, а общество художников, поселившихся коммуной, где общее хозяйство вела жена И. Н. Крамского, напоминало артель Веры Павловны из популярнейшего в то время романа Чернышевского «Что делать». Все это привлекло к артели симпатии многих. Добросовестное же отношение артельщиков к делу обеспечило им большое количество заказов.
<<< Молодость и сила свежей русской мысли
Большое положительное влияние на Репина >>>
<<<Оглавление>>>