В 1883 году Репин пишет «Сходку», где с присущим ему мастерством передает обстановку конспирации революционеров и напряженность момента. Глубоко задумавшиеся участники сходки размещены вокруг стола, агитатор изображен несколько сбоку от центра. Он кончил говорить. Надо принять трудное решение. В упор на говорившего смотрит девушка, сидящая в центре. И сколько еще тут женщин, готовых на подвиг. Оратор - сильная и решительная личность. Вся его фигура дышит энергией. Горячности его натуры соответствует красный цвет рубахи и цвет огненно-рыжих волос. Лампа освещает стол и лица сидящих вокруг стола, остальные, стоящие за ними, погружены в полумрак, а дальше, за фигурами, полная темнота. Это и создает впечатление строгой замкнутости тайного собрания. Картина выдержана в красных, темно-коричневых тонах вечернего освещения. Ее мрачный колорит рождает ощущение тревоги, напряжения, грозящей опасности. Картина создана во время тяжелой реакции и возвращает мысль к трагической судьбе народовольцев.
Пора черной реакции, наступившая после убийства народовольцами Александра II, не испугала Репина. Продолжая свою линию служения искусством народу, он пишет в 1880-х годах «Отказ от исповеди»- небольшую картину (48X59), смелую, глубоко выразительную и агитационную. Приговоренный к смерти революционер с чувством презрения и гадливости отказывает попу, пришедшему к нему ночью в камеру исповедовать его перед казнью. Вот история создания этого произведения.
В 1879 году Репин через Стасова познакомился с первым номером нелегального издания журнала «Народная воля», который тайно клали в почтовый ящик Петербургской публичной библиотеки.
Почтовый ящик Петербургской публичной библиотеки >>>
<<<Оглавление>>>