Портрет Владимира Васильевича Стасова

Цвет здесь, как и всегда у Репина, очень выразителен. Строго выдержанный серый тон портрета, но данный в богатейших нюансах, от почти черного до серебристо-белого, характеризует благородную натуру Стасова.

Фон, наложенный перемежающимися мазками, то кистью, то шпахтелем, имеет какую-то особую матовость, мягкость и глубину тона, что в связи с прибавлением легчайшего теплого коричневого полутона дает особое ощущение приятной теплоты, в свою очередь усиливающей то благоприятное впечатление, которое мы выносим от облика Стасова.

Из письма Репина мы узнаем, в каких удачных условиях создавался портрет, как радостно работал художник, несмотря на большое напряжение. Чувство любви и благодарности к другу и идейному руководителю вдохновляло Репина. Он рассказывал: «Фактически было так: в Дрездене, на второй день или на третий по нашем приезде, по случаю троицына и духова дней музеи были закрыты; мы были свободны, а мне давно хотелось написать Владимира Васильевича. Он великодушно согласился позировать. И эти два дня он с невероятным терпением, любезно и весело сидел по 5 часов в день, а может быть, и больше. .. Погода была превосходная, и Вл. Вас знаете, какой был ангел доброты и самопожертвования ни слова упрека по моему адресу, и я зарабатывался до расстройства нервов - ну, то есть легкой усталости. А он так весело шутил и веселил меня».

Сам В. В. Стасов сообщает, что написан этот портрет в мае, в два праздничных дня. «В первый день сеанс продолжался почти без перерывов 9 часов, на второй день сеанс продолжался 5 часов.


<<< Портрет - один из труднейших видов изобразительного искусства

Борьба революционеров-разночинцев с самодержавием >>>

<<<Оглавление>>>