Императорская Академия художеств второй половины XIX века

Разночинцы, в среду которых попал Репин, пробивая себе дорогу собственными силами, упорно шли к намеченной цели, стремились получить образование и отдать свои знания народу. Их мировоззрение складывалось под влиянием идей русских просветителей. Диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» сыграла огромную роль в формировании материалистического эстетического мировоззрения, а в дальнейшем - в создании демократического идейно-реалистического русского искусства. Передовая молодежь считала, что художник должен стать общественным деятелем.

Императорская Академия художеств второй половины XIX века была чужда разночинцам по истолкованию задач и целей искусства. Не признавая реалистическое искусство, стремившееся отобразить действительность во всей обнаженной правде и многообразии ее проявлений. Академия рассматривала искусство как эстетическую ценность, призванную доставлять людям удовольствие, наслаждение, будить героические чувства. Академическая система преподавания сознательно отвлекала учащихся от наблюдения окружающей жизни, уводя их в область религии, мифологии, по преимуществу древней истории. Далекие от действительной жизни сюжеты должны были облекаться в формы, подражавшие классическому искусству или искусству мастеров прошлого, главным образом эпохи Возрождения. Классическое искусство так же рассматривалось не как высокохудожественное реалистическое выражение окружающего мира. Античное искусство рекомендовалось принимать как обязательный образец формы.


<<< Пребывания в школе рисования

Молодость и сила свежей русской мысли >>>

<<<Оглавление>>>