Группа дана компактно, сплоченно, фигуры согнуты, напряжены, но труд их производит менее сильное впечатление, чем в первом варианте. В людях меньше выражены индивидуальные характеры. Зато большую роль играет превосходно написанный пейзаж. Волга в дождливый серый день. Солнечный свет мягко проникает сквозь тучи, дали затянуты мглой. Пейзаж определяет и новый серо-зеленый колорит произведения. Этот вариант «Бурлаков» воздушнее, мягче; бурлаки вписаны в пейзаж Волги, их намокшие серо-синие одежды живописно объединяют группу с окружающей природой. Второй вариант живописнее первоначального, но первый звучит трагичнее, полнее и ярче выражая основной замысел художника.
Во время пребывания на Волге кроме этюдов для «Бурлаков» Репин написал в 1870 году очень выразительный живописный этюд «На плоту в шторм на Волге», созданный под впечатлением увиденной на Волге бури. В небольшом по размерам этюде прекрасно передана мощь накатывающихся на плот волн, сила, смелость, ловкость плотовщиков-богатырей, которыми был восхищен художник.
В 1871 году Репин окончил Академию. Он должен был писать картину на соискание премии - первой золотой медали, что давало ему право на шестилетнюю заграничную поездку на казенный счет. Тема была евангельская «Воскрешение дочери Иаира». Репину, определившему уже свои вкусы и создавшему в это время «Бурлаков», не хотелось работать над сухим и чуждым ему заданием. Он оттягивал выполнение программы до последнего момента, приступил к ее созданию только после того, как, напряженно обдумывая чуждую ему тему, вспомнил случай из личной жизни - смерть любимой маленькой сестры Усти. Пережив былое, он сумел внести в картину жизненные, правдивые черты.
<<<Оглавление>>>