Сам Репин был удовлетворен своей педагогической деятельностью. Мы это знаем из его писем. «Я вообще очень доволен и счастлив моей мастерской, писал он Е. Н. Званцевой. - Это теперь самое лучшее мое развлечение. Я убеждаюсь даже, что я способен к профессорству. Общение с молодежью меня очень оживляет и радует. Я уже считаю их своими молодыми друзьями, и это не фраза, а правда...».
О том же сообщал он и Т. Л. Толстой-Сухотиной: «Академический год мой прошел очень благополучно, это все было - одно очарование. Общение с молодыми силами, связанными одной общей идеей, необыкновенно живительно действует; меня это очень подмолодило нравственно».
Правильно ли сделали передвижники, и в частности Репин, согласившись стать профессорами Академии художеств?
1890-е годы и начало следующего века в художественной жизни России были уже временем модернистических и формалистических течений, нахлынувших к нам с Запада и нашедших нужную им почву. Авторитетные имена прославленных наших художников-реалистов сдерживали напор этих влияний, создавая в Академии новую смену мастеров реализма.
В 1898 году был основан Дягилевым декадентский журнал «Мир искусства», а позже создалось объединение художников под тем же названием. Репин, неоднократно высказывавшийся в 90-х годах за живописное мастерство, неосмотрительно при его положении бросавший слова о том, что ему важно не «что», а «как», проявлял, таким образом, как бы симпатии к новому направлению искусства. На самом деле за этими высказываниями скрывалось решительное отрицание небрежной, грубой формы даже при глубоком содержании.
<<< Профессорская деятельность Репина в Академии художеств
Реалистическое мировосприятие Репина >>>
<<<Оглавление>>>