Античное искусство. Искусство Рима. Искусство римских провинций 1—3 вв. н. э.

Без характеристики искусства римских провинций картина развития искусства Римской империи не будет полной. Римская империя, владевшая огромной территорией, включала в себя области разной степени культурного развития. Восточные области империи (Египет, Передняя Азия, Греция) были очагами древнейших культур; западные провинции — Галлия, Британия — находились ко времени завоевания их римлянами, т. е. в 1 в. до н. э.—1 в. н. э., еще на стадии формирования классового общества. Завоеватели романизовали западные провинции, вводили латинский язык, строили там города по римскому образцу с храмами, театрами, амфитеатрами, арками, акведуками.
Города Галлии. Примерами такого рода городов в Галлии являются города Оранж с его театром и аркой Тиберия, Арль с амфитеатром, Ним с театром и знаменитым акведуком (Гардский мост). В провинции Бельгика (современная Бельгия и часть Франции) также сохранились римские постройки, например, трехпролетная арка в Реми (Реймс) 3 в. н. э.
Галльская скульптура. В старых галльских городах сохранилось много скульптурных произведений, преимущественно местной работы. Это изображения галльских божеств, надгробия, посвятительные стелы с групповыми портретами ремесленников и торговцев. В галльской скульптуре сочетаются черты античного и местного художественного стиля. Влияние античного искусства сказывается в некоторых композиционных приемах, в трактовке одежды, в орнаментальных мотивах. Местные черты проявляются в экспрессивности лица и в неумелом анатомическом построении фигуры, в обобщенной моделировке, своеобразной трактовке прически и особенно в точности передачи окружающей человека обстановки: мебели, посуды, инструментов. Характерен в этом отношении рельеф из Реми (Реймса), в котором сочетаются образы римской и галльской мифологии, черты местного и античного искусства. В центре изображен галльский бог с мешком монет на коленях. Образ божества и символические фигуры животных около него имеют чисто местный смысл, но стоящие по сторонам Меркурий (Гермес) и Аполлон — боги античного пантеона — скопированы с античных статуарных образцов. Мастер, создавший этот рельеф, воспроизвел достаточно удачно пропорции и позы античных статуй. Пластическая же моделировка упрощена, детали не проработаны.
Типичен для галльского искусства рельеф из Реми с изображением мастерской сапожника 2—3 вв. н. э. Формы фигуры плоские, анатомическое строение не проработано, складки одежды обозначены резкими линиями. Но зато заботливо и точно обрисована обстановка мастерской: сапожные колодки, инструменты, корзинка для обрезов кожи.
Рельефы Неймагена. Замечательными памятниками галло-германской скульптуры начала 3 в. н. э. могут считаться рельефы из Неймагена около Трира (Музей в Трире). На одном из них изображены учитель и ученики, на другом — портрет «земледельца», на третьем — большая барка, груженная бочками, и рядом с ними группа виноторговцев. В первом рельефе еще ясно проступает влияние античного искусства: в моделировке лиц и фигур, в трактовке складок одежды, хотя фасоны костюмов и мебели местного типа. Понимание натуры во втором и третьем рельефах уже характерно для местного искусства. По выразительности, живости и яркой психологической характеристике работы подобного рода, может быть, и не уступают лучшим римским портретам, но средства выражения у галло-германских мастеров совсем иные. Художник широко пользуется буравом для моделировки глаз и прядей волос, ушной раковины. В греческой и римской скульптуре всегда четко проработаны: глазное яблоко, веки, надбровные дуги, рисунок губ, граница волос и бороды, отдельные пряди волос. Мастер неймагенского рельефа предельно обобщает формы, лепит голову крупными массами и только глубоким врезом бурава выделяет глаза, рот, волосы.
Придунайские провинции. В начале 1 в. н. э. римляне укрепились в Альпийских и Придунайских провинциях: Реции (Бавария), Паннонии (Австрия), Фракии (Болгария). Здесь выросло много городов с римским и местным населением. Так же как и в галльских, в этих городах многие здания строились по римскому типу, например храм в Вене или термы, украшенные мозаикой в Аквин-куме (Будапешт).
Мозаика. Большой интерес представляет собой многокрасочная мозаика в римском городе Ульпии Эскус (Болгария) конца 2 в.—начала 3 в. н. э. Мозаика служила украшением пола и изображала сцены из комедии греческого драматурга 4 в. до н. э. Менандра «Ахейцы». Около каждой фигуры актера в маске сделана надпись, объясняющая, какой это персонаж. Эта мозаика свидетельствует о тесной связи этих областей с Грецией и ее культурой.
Сирия. Богатейшими восточными провинциями империи были Сирия и Египет. Сирия имела большое значение в торговле с Востоком (Индией и Китаем). В Сирии были очень сильны традиции древневосточной культуры, но в городах, возникших в период эллинизма, преобладали античные традиции. Особенно были богаты города: Селевкия на Евфрате и Антиохия на Оронте.
Мозаика Антиохии. Антиохия — большой город с многоэтажными домами, храмами, термами. Главная улица, длиной почти шесть километров, была обрамлена величественной колоннадой с портиками. Во многих частных и общественных зданиях полы были украшены мозаиками.
Одна из великолепнейших мозаик из римской виллы 1 в. н. э. изображает пирующих Диониса и Геракла, пляшущих сатиров и вакханок, Афродиту и Адониса, суд Париса. Отдельные сцены заключены в орнаментальную рамку. В композиции, в образах, живописной манере мозаики сказываются традиции эллинистической живописи.
Пальмира. Во 2 в. н. э. приобретает большое значение сирийский город Пальмира, сделавшийся в 3 в. н. э. центром самостоятельного государства. Пальмира уже в древности считалась одним из красивейших городов, и имя этого города сделалось нарицательным. Вдоль широких улиц тянулись крытые колоннады, заканчивающиеся огромными арками. Построенные в духе античных сооружений, эти постройки отличались от последних пышностью декоративных украшений, что характерно было для восточных сооружений.
Живопись Пальмиры. В Пальмире открыта большая семейная усыпальница (подземная катакомба), состоящая из нескольких камер, стены которых были покрыты росписью. Большое центральное помещение перекрыто полуциркульным сводом, в середине которого написан медальон со сценой похищения Ганимеда. В простенках между входами в усыпальницы изображены крылатые гении (Ники), стоящие на сфере и держащие портреты в круглых рамах. В люнете помещена многофигурная композиция — Одиссей узнает Ахилла, спрятанного у царя Ликомеда. Подобная композиция известна в помпеянских росписях. В основе пальмирской и помпеянской картин лежит популярный оригинал греческой живописи. Портреты покойных написаны в традициях древневосточного искусства: темным контуром обрисованы черты лица, светотень отсутствует, преобладает локальный цвет. Такая графическая манера мало напоминает греко-римскую живопись. Художники достигли некоторого портретного сходства, но всем изображенным свойственна одинаковая бесстрастность выражения, неподвижность черт, застыл ость взгляда.
Скульптура Пальмиры. В более ранних скульптурах (2 в. н. э.) общие черты с римскими портретами антониновского периода: выразительность черт лица, достаточно мягкая пластичность лепки, но приемы трактовки прядей волос близки приемам, известным нам по древним памятникам переднеазиатского искусства. Пальмирские портреты 3 в. н. э. уже далеки от римских психологических портретов. Скульптор уделяет внимание не столько проработке анатомического строения головы, плеч, рук, сколько отделке прядей волос, ювелирных украшений, узоров одежды.
Баальбек. Недалеко от Пальмиры находилось святилище римских и местных богов — Баальбек. Акрополь Баальбека и близлежащие храмы строились с конца 1 в. н. э. до 3 в. н. э. и представляли собой великолепный архитектурный комплекс. Акрополь открывался портиком пропилеи, широкая монументальная лестница вела к шестиугольному двору, обрамленному колоннами. Далее располагался огромный двор с портиками, в глубине которого возвышался грандиозный храм Юпитера — периптер коринфского стиля с мощными двадцатиметровыми колоннами. За пределами Акрополя стоял второй большой храм, посвященный Вакху, также представлявший собой коринфский периптер. Внутренняя поверхность стен храма расчленена коринфскими полуколоннами и нишами, расположенными в два яруса; кроме того, в глубине целлы на возвышении устроен был портик из разноцветного мрамора. Третий храм, круглый в плане с коринфскими колоннами и сложно крепованным антаблементом удивляет изысканностью своих форм. Весь комплекс Баальбека, так же как и колоннады Пальмиры, выполнен в античных архитектурных формах, но колоссальные масштабы, роскошь декоративного убранства заимствованы от восточной архитектуры.


Ансамбль Баальбека. Реконструкция


Круглый храм в Баальбеке. План

Египет. Второй богатой восточной римской провинцией был Египет, присоединенный к Риму в 30 г. до н. э. Культурным и торговым центром, как и в эпоху эллинизма, осталась Александрия. Романизация не очень глубоко проникла в жизнь Египта, сохранившего свой язык, религию, обряды и обычаи. Традиции же эллинистического искусства в Египте были очень сильны и, как говорилось выше, сыграли большую роль в формировании римского искусства. Обычай заказывать и хранить дома живописные портреты распространился в Египте не без влияния Рима. После смерти изображенного, по египетскому обычаю, портрет накладывался на лицо мумии, благодаря чему до нас дошла большая серия портретов из некрополей в современной Хаваре (севернее Каира) и в Эль Фаюме (древних Арсиное и Крокодилополисе). Это энкаустические портреты египтян, греков, евреев, живших в Египте в 1—3 вв. н. э. Большинство портретов писались еще при жизни покойного и изображали молодых людей и людей среднего возраста; но клались они нередко на мумии глубоких стариков.
Портреты 1—-2 вв. н. э. по своим стилистическим особенностям очень близки римским скульптурным портретам этих же столетий. Их объединяют общие приемы моделировки, одинаковые прически. Манера письма на египетских портретах 1 в. н. э. может быть сравнима с живописью четвертого помпеянского стиля. Таковы, например, портрет пожилого мужчины (Москва, Музей изобразительных искусств), мужской портрет копенгагенского музея, женский — берлинского музея.
В портретах 2 в. н. э. можно различить две группы: одну, родственную римским скульптурным портретам, другую, возрождающую древневосточные традиции. Если первая группа отличается яркой индивидуальной характеристикой, живостью взгляда, богатством колорита (женский портрет московского Музея изобразительных искусств, мужской портрет из берлинского музея), то во второй преобладают локальный цвет, сухой рисунок, застылость черт.
В 3 в. н. э. принципы римской эллинистической живописи сменяются новыми приемами. Теперь в портретах отсутствует пластическая проработка формы, господствует плоскостность, обобщенность. Игра светотени сменяется жестким линейным рисунком, раскрашенным локальными красками.
Фаюмские портреты представляют огромную художественно-историческую ценность, так как являются почти единственным памятником античной станковой живописи.
Африканские города. Большое значение в хозяйственной и политической жизни Римской империи имели африканские провинции, расположенные на территории нынешних Марокко, Туниса и Алжира. Здесь римляне строили города по типу военных римских лагерей, с центральной площадью — форумом и правильной сеткой кварталов. Общие очертания города приближались к квадрату. За пределами города находились виллы владельцев латифундий. Наибольшего расцвета африканские города достигли в 2—3 вв. н. э.
Тимугади. Примером такого города является лучше других сохранившийся город Тимугади. На форуме этого города, окруженном колоннадой, находились торговые и административные постройки и здание базилики. Недалеко от форума стояла трехпролетная арка Траяна с коринфскими колоннами. Улицы Тимугади были выложены каменными плитами. Главные улицы заканчивались арками. В городе были также театр, термы, храмы.


План города Тимугади

Мозаики. Многие городские здания и виллы были украшены мозаиками с декоративными узорами и многофигурными композициями. На африканских мозаиках изображены не только персонажи и эпизоды античной мифологии, но и целый ряд сцен реальной жизни. Например, близ города Константины в термах частной виллы пол был украшен мозаикой с изображением архитектурных сооружений, садов, сцены охоты с собаками, изображением любимых лошадей хозяина.
Подобные сцены обыденной жизни, видимо, выполнялись местными мастерами по желанию заказчиков и отличались наивностью рисунка. Мифологические сцены компоновались, как правило, с большим мастерством: правильнее были построены фигуры, более живо передавалось движение. Здесь, несомненно, сыграли свою роль традиции римско-эллинистического искусства с определившимися композиционными приемами, канонизированными образами.
Искусство римских провинций оставило нам не только ряд памятников выдающегося художественного значения, но, главное, помогло понять процесс формирования искусства средних веков. Если в 1—2 вв. н. э. художественный стиль Римской империи играл значительную роль в развитии провинциального искусства, то в 3 в. н. э. местные художественные приемы, а на Востоке древнейшие традиции становятся господствующими и в свою очередь влияют на официальный стиль Рима.
Искусство провинций наглядно показывает границы распространения и степень влияния античной культуры на искусство народов Европы и Востока.


<<< Античное искусство. Искусство Рима. Живопись Римской империи 3 в. и. э.

Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи 4—5 вв. н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>