В четвертом стиле мы часто встречаем росписи в виде великолепных театральных декораций, подражающих фасадам дворцов, но более пышных и замысловатых, чем могли быть в действительности реальные дворцовые постройки.
«Золотой дом». Замечательным памятником римского искусства является дворец Нерона — «Золотой дом», построенный в 60-х годах 1 в. н. э. Это сооружение вместе с садами занимало колоссальный участок в центре Рима, там, где теперь стоит Колизей. Участок находился на холмах Палатин и Эсквилин. Это грандиозное императорское поместье в центре города включало, кроме дворца, парки, огромное озеро, леса, пашни и виноградники, группы строений, вроде небольшого города, термы, фонтаны, акведуки, разнообразные увеселительные павильоны; сады были заполнены статуями; залы расписаны.
Внутреннее убранство дворца отличалось сказочным великолепием. Стены комнат были облицованы различными сортами мрамора и так обильно украшены позолотой, что дворец получил название «Золотого дома». Дворец был разрушен почти целиком при Флавиях, на его месте были построены термы Тита и Колизей, и позже император Траян тут же соорудил еще одни термы.
Но некоторые части «Золотого дома» сохранились до эпохи Возрождения. Эти помещения оказались ниже уровня города 15—16 вв. и стали известны случайно в результате земляных работ. «Подземные» помещения, или, как их тогда называли, «гроты», посещались многими художниками, например Рафаэлем, Пинтуриккио, Микеланджело и многими другими, которые копировали сохранившиеся в этих «гротах» живописные украшения потолков и стен и назвали изящные легкие фантастические узоры «гротесками». Известно, что над росписью дворца работал римский живописец Фабулл. Стенная роспись одного из помещений, возможно работы Фабулла, исполнена в духе театральных декораций. Такого же рода декорации мы можем найти и в Помпеях. Исключительный интерес представляют росписи потолков, потому что образцов живописного украшения потолков в других античных городах, а также в городах, погибших при извержении Везувия, нет.
Замечателен по своей композиции потолок комнаты № 60 (нумерация дана согласно плану, составленному по современным раскопкам). Рисунок с него был сделан художником Франческо д'О ландо в 1538 году. Свод был разделен тонкими позолоченными рамками на круглые, овальные и квадратные поля, в которых написаны мифологические сцены. Обилие позолоты, ярко-синий и красный фон полей, на которых четко выделялись светлые фигуры, придавал всей композиции пышный и нарядный вид.
Росписи Помпеи и Геркуланума. Одним из самых значительных комплексов росписи четвертого декоративного стиля является помпеянский дом богачей Веттиев, комнаты которого украшены многими картинами — копиями знаменитых оригиналов. Веттии «собрали» на стенах своего большого дома целую картинную галерею.
Картины, помещенные на стенах домов Помпеи и Геркуланума, показывают нам различные художественные направления и различные требования заказчика.
Наряду с повторением знаменитых греческих оригиналов, как, например, «Младенец Геракл со змеями» Зевксиса или картин из «Дома трагического поэта», восходящих к живописным памятникам 4 в. до н. э. и эллинизма, встречаются работы, несущие на себе отпечатки римского искусства.
Такими своеобразными памятниками живописи являются росписи фасадов некоторых помпеянских домов, заменявшие современные вывески у входа в торговое помещение или мастерскую ремесленника. Образцом такого рода живописи может служить помпеянская фреска с изображением мастерской красильщика тканей. Внизу фрески изображены мастера, занятые окраской ткани; наверху — Венера — покровительница Помпеи, едущая в колеснице, запряженной четырьмя слонами.
Если в больших картинах дома Веттиев всегда ясно чувствуется предварительный контурный рисунок, то эта картина написана бегло, прямо кистью без заранее обрисованного контура. В той же «беглой» живописной технике исполнены и две другие выразительные помпеянские картины: «Суд Соломона», трактованный как комическое действие, и «Троянский конь». Живописное решение построено на контрастах ярких цветов и на сопоставлении резко освещенных и затененных фигур.
Трагическая и внезапная гибель цветущих римских городов — Помпеи, Геркуланума и Стабии в 79 г. от извержения Везувия — не остановила ход развития римской живописи. От последующих веков остались лишь отрывочные материалы, не позволяющие наблюдать столь же последовательно путь развития римской живописи, как в пероид 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Но ясно, что столь распространенный и процветающий вид искусства, как живопись, не мог совсем исчезнуть после гибели только трех из многих сотен городов обширной Римской империи.
Античное искусство. Искусство Рима. Искусство Римской империи 2 в. н. э. >>>