Античное искусство. Искусство Рима. Искусство ранней Римской империи. Изобразительное искусство

Портрет. Скульптурные портреты Августа и членов его семьи значительно отличаются от портретов республиканского периода. Портретные статуи и бюсты императора изображают Августа молодым, во цвете лет, атлетического сложения и классической красоты. Известное нам описание наружности Августа не вполне соответствует этим изображениям. В портретах сохранено только общее сходство, все недостатки же исправлялись. Широко известна теперь статуя Августа из Прима-Порта (Рим, Ватикан). Император представлен в ней в спокойной величественной позе в панцире военачальника с жезлом. Приподнятой рукой он приветствует свои легионы. Статуя выполнена из италийского каррарского мрамора. Как и греческие скульптуры, она была раскрашена. Подпорка у ног сделана в виде дельфина с сидящим на нем малюткой Амуром. Дельфин — атрибут Венеры, которую род Юлиев и принадлежавший к нему Август считали своей божественной прародительницей. Амуру приданы портретные черты внука Августа — Гая Цезаря. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры покоренных провинций — Галлии и Испании и парфянин, возвращающий богу Марсу римское знамя, отнятое у римского войска еще до правления Августа.
Август, несмотря на парадное вооружение, изображен босым как греческий бог или герой. Подражание греческим произведениям искусства выразилось в идеализации образа, в характере пластической лепки, в пропорциях фигуры. В основе композиции статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Поза Августа величава и спокойна. Однако присущие статуе черты репрезентативности — специфические качества официального римского стиля.
Новые идеи, невозможные в республиканскую эпоху, идеи божественности императора открыто выступают в замечательной статуе Эрмитажа, где Август с обнаженным корпусом, в плаще, покрывающем его бедра, представлен в позе Юпитера; торжественная величественность, сдержанность жеста придают произведению характер культовой статуи.
Портреты Ливии, жены Августа, сохранили портретные черты этой властной и энергичной императрицы. На портрете из Помпеи, где Ливия изображена еще совсем юной, и на портрете Копенгагенского музея, где она показана уже немолодой, видно, как художники, создатели этих портретов, подражают классическому образцу и в простоте прически, и в трактовке лица гладкими, переходящими одна в другую плоскостями. Таков и эрмитажный портрет.
В портретах частных лиц августовского времени продолжает развиваться старая традиция реалистического римского портрета, но уже не посмертная маска является исходной для создания портрета, а живой человек. Таковы портреты Агриппы, зятя Августа, и эрмитажные мужские и женские портреты этого времени.
Алтарь Мира. Ярким и выразительным памятником конца 1 в. до н. э. является Алтарь Мира (13—9 гг. до н. э.), сооруженный в Риме на Марсовом поле. Это прямоугольное сооружение представляет собой обнесенную стенами площадку (11×10 м), в центре которой на ступенях поставлен алтарь. Ограда оформлена коринфскими пилястрами и скульптурными рельефами. Наружная сторона ограды разделена горизонтально на два яруса: на нижнем — украшения в виде сложного растительного орнамента из листьев и побегов аканфа, на верхнем — фигурные композиции.
По сторонам входа помещены в верхнем ярусе рельефы мифологического содержания. Лучше других сохранились рельефы восточной стороны с богиней Теллус и с Энеем, выполненные в духе александрийского эллинистического искусства.
Рельефы со сценами процессий на продольных сторонах носят несколько иной характер. На первый взгляд они напоминают процессию Панафиней на Парфеноне: мастер Алтаря Мира старался следовать грекам. Но римский художник должен был считаться с портретным сходством изображаемых лиц, необходимостью одеть всех в длинные туники и в тоги. Строгая сдержанность римских патрициев, внешняя благопристойность, официальность положения участников шествия — все заставляло художника искать иного композиционного решения. Фриз алтаря с плотно поставленными друг к другу фигурами несколько однообразен по ритму и рисунку, но превосходно выражает идейный замысел сюжета. Это истинно римское произведение, где строго повествовательный рассказ не мог быть нарушен вольностью художника.
Камея Августа. Той же идее прославления императора, божественности его власти посвящена и знаменитая камея из сардоникса (Музей в Вене).
На камее сочетаются типично римский повествовательный рассказ о завоевании новых областей и сцена апофеоза с портретными фигурами императора, Тиберия, Германика и изображением божеств, трактованных в духе греческого искусства. Вероятно, камея была вырезана по заказу императора греческим мастером.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Искусство ранней Римской империи. Архитектура.

Античное искусство. Искусство Рима. Искусство ранней Римской империи. Живопись. >>>

Иллюстрации к разделу >>>