Искусство Древнего Египта. Додинастический период — период сложения древнеегипетского искусства. Период 1 и 2 династий

Время I и II династий царей-фараонов в науке носит название «архаического Египта», и искусство этого периода называется «архаическим». Политически Египет при фараонах этих двух династий еще не был прочно объединенным государством, но хозяйственные нужды настоятельно требовали окончательного перехода к новому порядку.
Скульптура I и II династий. Плита Нармера. В искусстве первых династий складывается более реалистический образ человека. Образцом мелкой пластики конца II культуры, самой ранней портретной скульптурой, является небольшая статуэтка из Абидоса, изображающая, судя по головному убору, старого царя (хранится в Британском музее в Лондоне).


Ансамбль пирамиды Джосера в Саккара. План

Наиболее важным памятником этого времени является шиферная плита фараона Нармера (Каирский музей), высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединении долины Нила в единое государство.
Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым примером так называемого «египетского стиля».
С целью максимальной ясности одна и та же по существу тема повторяется на плите Нармера в разных вариантах четыре раза. В центре Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. Выше царский сокол держит на веревке голову врага, вырастающую из символического обозначения Нижнего Египта, — болота, в котором растут 6 листов лотоса, означающих, может быть, 6 тысяч поверженных врагов. На оборотной стороне, вверху Нармер в короне Нижнего Египта как победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные военнопленные. Внизу царь в виде быка («телец сильный» — обычное наименование фараона в более поздние времена) разбивает рогами зубчатую глинобитную ограду поселения, топчет копытами поверженного врага; остальные враги в ужасе убегают.
Центр плиты занимает, как и на более ранних палетках, круглая выемка для ритуального растирания краски. Но на этот раз робкие попытки прежних мастеров композиционно оформить углубление получили блестящее решение. Фантастические животные, гепарды, перевились шеями так, что их изгибы обрамляют выемку. Гепардов сдерживают поводыри. Фигуры эти также олицетворяют основную идею плиты — они являются символическим изображением объединения Верхнего и Нижнего Египта.
Упорядоченность, построчность композиции, подчиненность рисунка письму являются новыми чертами, впервые получившими яркое выражение на плите Нармера. Ново и характерно для этого раннеклассового общества также подчеркивание в изобразительном искусстве общественного неравенства — фараон ростом вчетверо больше остальных племенных вождей, стоящих во главе подчинившихся ему областей. Визирь и сандаленосец царя, знатнейшие из его вельмож, изображены вдвое и втрое меньше его.
Наиболее важная черта в плите Нармера — это окончательно выработавшаяся манера передачи объемного тела на плоскости. Художник, являющийся одновременно и писцом, принужден отказаться от показа лица в фас, потому что такое изображение в повествовательно развертывающейся ленте изображений разобьет ее направление, будет выпадать из нее. Кроме того, при передаче лица в фас художнику пришлось бы считаться с ракурсами, с игрой теней и т. п. Поэтому человеческое лицо отныне передается, как правило, в профиль при фасной постановке глаза (фасные изображения головы богини-коровы Хатор в верхней части плиты являются пережитком более древней манеры). При полном профильном показе тел видно было бы только одно плечо (что допускалось только при изображении второстепенных персонажей). Это нарушило бы четкость представления о человеческой фигуре, поэтому плечи рисуют в фас, тогда как нижняя часть тела делает легкий поворот в три четверти, являясь переходом к полному профилю ног. Человеческая фигура как бы сплющивается; художник отказывается от перспективы и вместо единой точки зрения создает множественность точек зрения на воспроизводимый им предмет.
Эти особенности «египетского стиля» живут на всем протяжении долгого исторического развития египетского искусства, но первое полное и яркое выражение они получили около 3200 г. до н. э. в памятниках первых фараонов.


<<< Искусство Древнего Египта. Додинастический период — период сложения древнеегипетского искусства. Время 1 и 2 культур.

Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства. >>>

Иллюстрации к разделу >>>