Античное искусство. Искусство Рима. Живопись.

Главным источником наших сведений о римской живописи с древнейшего периода и до начала 3 в. до н. э. являются письменные данные. Древнейший известный нам римский живописец Фабий, прозванный за занятия живописью «Пик-тор» (живописец), живший в конце 4 в. до н. э., расписал стены храма богини Спасения.
Известный римский трагический поэт середины 2 в. до н. э. Пакувий также занимался живописью и украсил картинами храм на Бычьем форуме.
Однако для римского искусства показательны не эти росписи храмов, а получившие широкое развитие батальные композиции.
Военные победы римлян требовали своего воплощения в искусстве, и в 3—1 вв. до н. э. в Риме получают развитие картины с изображением сражений. Батальные картины должны были точно воспроизводить местность, где происходила битва, и расположение войск. Войны с Карфагеном 3 и 2 вв. до н. э., знаменитые пунические войны, победы при завоевании греческих государств — все это нашло свое отражение и в произведениях живописи. Картины повествовательного и аллегорического содержания стали традиционной частью военного триумфа и выставлялись в общественных местах. Они наглядно показывали римлянам историю похода, решающие военные эпизоды и были как бы художественным «отчетом» перед народом в проведенных военных кампаниях. Картины воодушевляли граждан, звали к новым победам.
Редчайший фрагмент росписи гробницы 3 в. до н. э., открытой на Эсквилине в Риме, позволяет составить представление о художественных особенностях подобных росписей. Роспись была сделана на светлом желтоватом фоне и изображала крепостную стену, вождей враждующих племен и сцену битвы. Сцены расположены в три яруса. Рисунок на фрагменте из Эсквилина сделан рукой не очень искусного художника, но стоит на уровне этрусской живописи 4 в. до н. э. Фигуры в общем правильно построены, но мало выразительны и однообразны по движению.
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями в Рим вывозились в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и многих других великих греческих мастеров.
Декоративные росписи. Влияние греческого искусства сказалось и в живописном оформлении внутренних помещений жилого дома, в частности в росписи по штукатурке. Стенная декоративная живопись, подобно росписям на Делосе и в других эллинистических городах, подражает облицовке цветными мраморами и яшмой. Этот прием росписи получил название в науке «первый помпеянский стиль», так как раньше всего он был открыт в Помпеях. Все архитектурные детали: пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры исполняются на стене объемно из штукатурки и потом расписываются. Следовательно, суть первого стиля заключается, собственно говоря, в расписывании архитектурных деталей стены. Первый стиль декорировки стены существовал в Италии в течение 2 в. до 80-х годов до н. э. Примером такой росписи может служить роспись дома Саллюстия в Помпеях.
С 80 г. до н. э. появляется в Италии новая система декорации стен, так называемый «второй стиль», существовавший до первых десятилетий 1 в. н, э. (20-х годов). Теперь стены комнат не обрабатываются архитектурными объемными деталями, а оставляются совершенно гладкими. Архитектурные же детали: колонки, пилястры, сложные карнизы, ниши — все это изображается средствами живописи. В декорации стен вводятся тематические картины, которые в большинстве случаев повторяют или варьируют произведения греческих классических и эллинистических художников.
Примером переработки эллинистических пейзажей может служить знаменитая стенная роспись второго стиля из дома богатого римлянина на Эсквилинском холме с большими картинами на тему приключений Одиссея (около 80 г. до н. э.).
Замечательными образцами второго стиля являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях и из виллы Боскореале (середина 1 в. до н. э.).
Образцом для росписи «Виллы мистерий», названной так по сюжету большой многофигурной композиции, укращающей стены одной из 60 комнат, вероятно, служила греческая композиция (мистерии в честь Диониса и Ариадны), которую мастер, повторяя в помпеянском доме, несколько видоизменил в соответствии с размером зала. Особенно мастерски написаны крылатая богиня, обнаженная танцовщица и группа матроны с коленопреклоненной девушкой. Вторая из названных нами вилл — вилла из Боскореале, состоящая из трех десятков комнат, замечательна росписью ряда помещений. Особенно интересны росписи спальни, столовой, вестибюля и перистиля. Столовая, или триклиниум, — большая квадратная в плане комната, украшена с особым великолепием. Стены зала расчленены живописными колоннами с коринфскими капителями, между которыми помещены группы довольно крупного масштаба. Над колоннадой видны уходящие вдаль строения, создающие иллюзию пространства. Толкование фигур, расположенных в интерколумниях, различно, в них видят и портреты хозяев дома, и мифологические персонажи, и исторические лица. Фигуры отличаются объемностью и пластичностью формы; их композиционное построение подчеркивает глубину пространства (части фрески в Нью-Йорке в Метрополитен-музее).
В той же вилле можно видеть роспись другого рода: это пейзажи, которые украшают спальню. На высоком, живописно обозначенном цоколе написаны пилястры и колонны, между которыми раскрываются пейзажи, изображающие город с улицами и домами, площади с портиками и храмами, сельские местности со скалами, ручьями, кустами и беседками. Эти пейзажи, кроме того, что они являются высокохудожественными картинами, интересны еще и тем, что дают нам представление об античных театральных декорациях, описание которых сделал в своем сочинении «Десять книг об архитектуре» римский архитектор 1 в. н. э. Витрувий.

<<< Античное искусство. Искусство Рима. Изобразительное искусство.

Античное искусство. Искусство Рима. Искусство ранней Римской империи (Принципат Августа). (27 г. до н. э.—14 г. н. э.) >>>

Иллюстрации к разделу >>>