Античное Искусство. Искусство эпохи эллинизма. Живопись.

В Пергаме процветала не только скульптура, но и живопись. Литеруатрные источники называют картину на тему битвы с галлами. Среди стенных картин Помпеи и Геркуланума можно найти такие, которые и по сюжету, и по ряду деталей изображений, и по художественному стилю могут считаться копиями с пергамских оригиналов. Так, например, с пергамской живописью связывают стенную роспись Геркуланума, посвященную Гераклу и его сыну Телефу (Неаполь, Национальный музей). В стиле патетических пергамских скульптур исполнены также помпеянские фрески «Кентавр Хирон учит Ахилла играть на лире». Пластичность формы, любовь к ярким краскам, подобранным контрастно, яркие блики, свободные широкие мазки — таковы наиболее характерные приемы пергамских художников.
Известные нам пергамские памятники могут быть названы произведениями придворного искусства. В них прославлялась сила Атталидов, подчеркивалось их значение как наследников афинской культуры, как защитников Греции от нашествия варваров.
Родосская школа. Третьим большим художественным центром эллинизма был остров Родос. Художественная жизнь Родоса имела давнюю традицию: еще в 7-6 вв. до н. э. здесь процветали керамические мастерские. Город Родос в северной части острова, построенный в начале 5 в. до н. э., играет в эллинистическую эпоху значительную экономическую и культурную роль. Здесь работал живописец Протоген и ученик Лисиппа скульптор Харес. Этот смелый мастер создал знаменитый «Колосс Родосский» — бронзовую статую бога солнца Гелиоса высотой свыше 30 м. Статуя эта, считавшаяся одним из семи чудес света, в 227 г. до н. э. разбилась при землетрясении.
К родосской школе может быть отнесена известная Ника Самофракийская (около 200 г. до н. э.) — монумент, стоявший на выступе скалы (Париж, Лувр).
Родосский скульптор Филиск создал знаменитую группу из девяти муз и Аполлона, стоящую на Родосском акрополе. Вероятно, повторением одной из этих муз является римская копия в Берлинском музее, изображающая Полигимнию. В драпировке фигуры Филиск продолжал традиции классического искусства. Для родосской скульптуры очень характерны многофигурные группы со сложным повествовательным сюжетом. Такова группа «Фарнезский бык» («Казнь Дирки»), выполненная в конце 2 в. до н. э. скульпторами Аполлонием и Тавриском. Копия их произведения найдена была в Риме (Неаполь, Национальный музей). Несмотря на мастерское исполнение каждой фигуры, произведение кажется перегруженным, нарочито усложненным. Художник остановился на наиболее трагическом моменте — на изображении страшной казни. Обреченность Дирки — вот главная идея этой скульптуры.
Таким же настроением безнадежного отчаяния и смертельного ужаса проникнута знаменитая группа «Лаокоон с сыновьями», созданная Агесандром, Полидором и Афинодором в середине 1 в. до н. э. (Рим, Ватикан).
Особенно выразительна фигура Лаокоона, его физические муки усугубляются еще и страданием, которое он испытывает при виде гибели своих сыновей. Поверхность лица и тела передана очень дробно, с явным желанием выделить каждый отдельный мускул. Такая размельченность формы резко бросается в глаза и несколько разбивает общее впечатление. Не совсем удались художникам фигуры сыновей; пропорции взрослых юношей не соответствуют масштабу фигур. Композиция носит характер рельефа, и положение главной фигуры явно заимствовано с фриза Пергамского алтаря, именно с фигуры гиганта Алкионея. Группа Лаокоона была открыта в развалинах терм Тита в Риме в 1506 г. и долго считалась, наряду с Аполлоном Бельведерским, вершиной греческого искусства.
Теперь, когда нам хорошо известны памятники классического периода греческого художественного творчества, мы видим в Лаокооне хотя и виртуозное по исполнению, но в общем уже упадочное произведение, лишенное величавых идей классического искусства, яркости и силы чувства искусства расцвета эллинизма.
В 146 г. до н. э. римляне разрушили цветущий город Коринф; к 1 в. до н. э. в их руки перешло владычество над народами Малой Азии. Грозное, победное, ничем не сдерживаемое наступление римлян, несомненно, вызвало глубочайшую тревогу, настроение безнадежности, краха в среде греческого населения. Многие греческие произведения второй половины 2-1 вв. до н. э. проникнуты духом мрачного пессимизма и безнадежности.
Тимомах. Творчество одного из великих греческих живописцев — мастера 1 в. до н. э. Тимомаха из малоазийского города Кизика тоже окрашено в эти тона. Его знаменитые картины были написаны на мифологические темы, но эпизоды выбраны такие, где художник мог показать сильные патетические чувства. Одна из наиболее известных его картин изображала Медею перед убийством ее детей. Ее копия сохранилась в одном из домов Геркуланума (Неаполь, Национальный музей). Борьба чувств дошла до крайности: Медея крепко сжала руки, едва сдерживает стоны, страшная трагедия отражена в ее глазах.
Патетика героев Тимомаха иная, чем патетика фриза Пергамского алтаря, где гиганты не скрывают в пылу битвы своей ярости, боли и ужаса чувства Медеи спрятаны глубоко. Тимомах завершает плеяду великих греческих мастеров, работавших над психологической характеристикой своих геров, над раскрытием их душевного состояния.

<<< Античное Искусство. Искусство эпохи эллинизма. Изобразительное искусство

Античное Искусство. Искусство Этрурии. Этрурия в 8—1 вв. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>