Типичными примерами эллинистических городов могут служить города Милет, Пергам и Приена. В центре находились общественные площади, в том числе главная торговая площадь — агора, вокруг которой и располагались общественные сооружения и храмы. Развивавшаяся городская жизнь приводила к увеличению количества общественных сооружений. Они строились из одних и тех же материалов, что и храмы, с одинаковой степенью технического и художественного совершенства.
Из общественных эллинистических сооружений следует назвать экклезиастерии — здания народных собраний, булевтерии — здания городских советов, пританеи — сооружения, где находились городские канцелярии, базилики — торговые и судебные здания, гимнасии — школьные здания, палестры — спортивные школы, стадионы, театры, библиотеки, бани и так называемые стой — длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль улиц. В эллинистических столицах воздвигались дворцовые постройки.
Форма храмового здания эллинистического времени не претерпела существенных изменений по сравнению с классическим периодом: это периптеры с более развитыми, чем в Греции, передними портиками или же небольшие храмики-простили.
Основным композиционным приемом эллинистической архитектуры был прием перистильного двора, ограниченного со всех сторон колоннами. Многие эллинистические постройки чаще всего имели в центре перистильный двор, по периметру которого размещались отдельные помещения. Примером может служить реконструированное здание булевтерия в городе Милете.
Через небольшие пропилеи — входной павильон, оформленный в виде простиля, можно было войти во дворик, где располагался алтарь для принесения присяги членами городского совета. В глубине двора находилось главное здание, представлявшее собой прямоугольный зал с местами, располагавшимися в виде амфитеатра. Снаружи этот зал оформлен был в виде храма псевдоперипторальной формы.
Жилые дома были чаще всего изолированы от улицы; в центре дома находился перистильный двор, ограниченный хозяйственными помещениями. В глубине двора располагалась так называемая простада, нередко оформлявшаяся с фасада колонным портиком и представлявшая собой главное помещение жилого дома; сбоку от нее находились собственно жилые помещения.
Даже городские площади — агоры, обрамленные со всех сторон колоннадами, также по существу представляли собой большие перистильные дворы.
Для того чтобы вести в больших размерах строительство во многих городских центрах, строить одновременно сотни сооружений различного назначения, необходимо было создать теоретические основы этого строительства. Поэтому теперь приобретает особое значение архитектурная теория. Целый ряд архитекторов пишут трактаты — сочинения, в которых излагаются основы строительной науки и даются необходимые сведения по теории архитектуры. Важное место в этих трактатах уделялось архитектурным стилям. Если в греческой архитектуре архитектурные ордера — дорический, ионический, коринфский — не были канонизированы и обладали в каждом отдельном случае своими особыми своеобразными пропорциями, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров и их отдельных частей. Такой пропорциональной системой могли теперь пользоваться уже все архитекторы, даже и недостаточно квалифицированные.
Массовое строительство в эллинистических городах определяло отчасти некоторое снижение технического уровня строительства. Это привело к плохой сохранности произведений эллинистического зодчества. Мы вынуждены пользоваться главным образом данными археологических изысканий и строить свои представления об эллинистическом зодчестве на основании различного рода реконструкций.
Эллинистическая архитектура имела исключительное значение, с одной стороны, для архитектуры Древнего Рима и, с другой стороны, для многочисленных восточных государств, существовавших в более позднее время.
<<< Античное Искусство. Искусство эпохи эллинизма. Эллинистические государства.
Античное Искусство. Искусство эпохи эллинизма. Изобразительное искусство >>>