Возвышение Македонии, усиление ее политического значения и, наконец, ее господствующее положение в Греции при Александре способствовали тому, что македонские монархи стали привлекать к своему двору знаменитых мастеров Греции. Там работали живописец Апеллес, скульпторы: Лисипп, Леохар и др.
Перед художниками встали новые задачи: прославить особу царя, утвердить в искусстве идею божественности власти.
Лисипп. К числу величайших греческих скульпторов принадлежит Лисипп, получивший художественное образование в сикионской школе и работавший впоследствии при дворе Александра Македонского.
Творчество Лисиппа как бы подводит итог классическому периоду греческого искусства и открывает новые возможности для дальнейшего его развития.
Лисипп — мастер круглой скульптуры; его излюбленным материалом была бронза, традиционный материал ваятелей сикионской школы. Произведения Лисиппа дошли до нас лишь в римских копиях, но и в этих мраморных повторениях ясно выступают своеобразие и яркий талант художника.
Из сикионской школы он вынес твердые правила построения фигуры. Но сила образов, созданных великим Скопасом, оказала влияние и на Лисиппа. Лисипп ввел свою пропорциональную систему построения фигуры. Совершенное знание пластической анатомии, мастерское изображение движения от самого резкого и стремительного до едва уловимого, передача тончайших оттенков переживания — все подчинено Лисиппом задаче показать человека живого, которому свойственны многие разнообразные движения, различные чувства и состояния. Так изобразил Лисипп Апоксиомена (Рим, Ватикан), Гермеса, подвязывающего сандалию (Париж, Лувр), отдыхающего Гермеса (Неаполь, Национальный музей), Борца (Неаполь, Национальный музей), Эрота (Ленинград, Эрмитаж). Так же подходит скульптор и к трактовке лица, раскрывая большую духовную силу, активность мысли и чувства.
Особенно замечательны лица Апоксиомена и Александра Македонского (эллинистическая копия находится в Константинопольском музее).
В лице Апоксиомена читается и некоторая усталость от только что оконченных состязаний и живая работа мысли.
Еще более одухотворенно лицо Александра. Если современник Лисиппа Леохар изобразил Александра в виде идеально прекрасного героя, то Лисипп раскрыл сложность характера этого завоевателя. По словам биографа Александра Плутарха, Лисипп сумел показать и «львиный вид и ласковый взор» царя. Лисипп создал образы многих богов и героев, и все они глубоко индивидуальны, остро характерны. Отдыхающий Геракл Фарнезе (Неаполь, Национальный музей) предстает перед нами как человек, обладающий огромной физической силой, но уже немолодой, утомленный. Группа «Геракл, настигающий Киренскую лань» изображает молодого героя, упоенного своей победой. Горе еще не коснулось его. Выразительна группа «Геракл со львом».
Эрот — бог любви — трактован Лисиппом очень остро: мальчик решителен, смел, его стрелы злы, и он не боится разить ими даже самого Зевса.
«Гермес, отдыхающий на скале» — это юноша, почти еще мальчик, подвижный и быстрый; только такой и может легко и молниеносно переноситься на своих крылатых сандалиях по воздуху. Композиционное решение у Лисиппа органически вытекает из художественного замысла. Сложное хиастическое построение, пересечение плоскостей и линий, контрастность движений отдельных частей тела подчеркивают трехмерность фигуры.
Лисипп был одним из самых замечательных портретистов античности. Свою задачу он видел в психологической характеристике человека, а не в показе какого-то одного состояния или эмоции. Лисипп не идеализирует портретируемого, не «исправляет» его черты. В портрете Сократа (Рим, Национальный музей) сохранена вся неправильность, некрасивость его черт, но лицо его вдохновенно: трактовка глаз и высокого лба приковывает внимание зрителя.
Творчество Лисиппа, как и его великих предшественников — Скопаса и Праксителя, сделалось образцом для многих поколений античных художников.
Леохар. Старшим по возрасту современником Лисиппа был Леохар, работавший еще со Скопасом.
Сохранились в римских копиях некоторые статуи Леохара: портретная статуя Александра, Ганимед, поднимаемый орлом Зевса (Рим, Ватикан) и Аполлон, так называемый Бельведерский. Широко известная статуя Аполлона (Рим, Ватикан) изображает молодого прекрасного бога. Фигура театрально эффектна благодаря плавному движению и гордому повороту головы. Но, несмотря на изящество движения, образ лишь внешне красив. Он лишен той глубины, которая характеризует все произведения Лисиппа.
Сравнение творчества скульпторов — Лисиппа и Леохара наглядно показывает сложную борьбу художественных направлений, которая так ярко выступала в греческом искусстве в 4 в. до н. э.
<<< Античное Искусство. Скульптура Греции 4 в. до н. э.
Античное Искусство. Живопись Греции последней трети 4 в. до в. э. >>>