В Сикионе в начале 4 в. до н. э. складывается настоящая академия живописи, выработавшая свои правила преподавания, твердо обоснованную теорию живописи. Теоретиком школы был Памфил, положивший в основу живописи хрестографию, т. е. построение фигуры по вычислению (в чем продолжалась традиция Поликлета). Учеником Памфила был живописец Павсий, писавший в технике энкаустики, которая позволила ему довести до совершенства игру светотени и передавать тонкие градации тонов (его картины находились в Толосе, в Эпидавре).
В Фивах в 70 гг. 4 в. до н. э. работал художник Аристид Старший, картины которого отличались драматичностью замысла, яркой выразительностью действующих лиц и умением передать сложные патетические чувства.
Ученик Аристида Евфранор работал уже в Афинах. Евфранор, насколько можно судить по литературным источникам, обладал особым умением передать материальность изображаемого. Аристид и Евфранор отличались от художников Сикионской школы глубиной идейного содержания, злободневностью сюжета, его политической заостренностью.
Никий. Выдающийся аттический живописец Никий, прославившийся своим живописным мастерством, писал станковые картины, далекие по своему духу от высоких гражданских идеалов. Сюжеты он брал из романтических мифов, дающих повод блеснуть грацией и изысканной красотой героев, сентиментальностью ситуации. В римских и помпеянских фресках сохранились повторения картин Никия. Так, например, на одной помпеянской фреске воспроизведена картина Никия «Персей и Андромеда». Картина отличается свободой в передаче движений и ракурсов фигур. Значительное место в этих картинах занимает обобщенно написанный пейзаж, например скалистый берег моря.
Искусство греческой пластики 4 в. до н. э. известно нам гораздо лучше, чем живопись: многие произведения сохранились в римских копиях, но до нас дошли и некоторые оригиналы.
<<< Античное Искусство. Изобразительное искусство Греции 4 в. до н. э.