Развитие строительной техники позволило к началу 6 в. до н. э. перейти от строительства храмов из кирпича-сырца к строительству их из камня. В Греции в это столетие было сооружено множество храмов дорического и ионического ордеров, некоторые из них были огромными для того времени по размеру зданиями. Храмы 6 в. до н. э. украшались скульптурой из камня; фронтоны, метопы, фризы показывают быстро развивающееся мастерство скульпторов. Появляются фронтоны со сложными многофигурными композициями, и постепенно художники добиваются удачного решения труднейшей задачи — размещения многофигурной композиции в треугольном поле фронтона. Архитектурные детали и скульптурные украшения ярко раскрашивались главным образом в синий и красный цвета; раскраска придавала зданию особенно нарядный вид.
В 6 в. до н. э. был построен больших размеров храм Аполлона в Коринфе, от которого сохранились семь угловых монолитных колонн. Пропорции колонн тяжелые, капители имеют большой вынос, детали еще не совершенны по форме.
Много дорических храмов было построено в Великой Греции. Наиболее известны развалины храмов в Селинунте (на южном побережье острова Сицилии). Из них наиболее характерным является так называемый храм «С», типичный архаический храм, удлиненный в плане, с однонефной целлой.
Серединой 6 в. до н. э. датируется так называемая «Базилика» в Пестуме. В ней подчеркнуты мощь и монументальность сооружения. Нечетное количество колонн — девять на главном фасаде этого здания, целла, разделенная на два нефа одним рядом колонн, расположенных по оси сооружения, — черты архаической постройки.
Архаическая архитектура дорического стиля известна нам по большому количеству сооружений, полностью или частично сохранившихся. Ни один из памятников ионического стиля не дошел до нас в таком состоянии, чтобы мы могли его воспринять в целом.
Наиболее полное представление на основании археологических раскопок можно составить об архитектуре храма Артемиды в Эфесе. Это был большой построенный из мрамора диптер с очень своеобразно решенными колоннами, имеющими большие и сильно развитые капители со свисающими вниз волютами.
Храм Посейдона в Пестуме. План
Колонны опирались на барабаны, украшенные скульптурными рельефами. Детали архитектурно-художественной отделки храма Артемиды в Эфесе еще недостаточно изучены, неясно, как они были разработаны в рисунке и пропорциях.
Примером архаической постройки ионического стиля небольшого размера может служить так называемая «сокровищница сифносцев» (жителей острова Сифнос), построенная ими в Дельфах и представляющая собой храм актового типа. В ней так же, как и в других сокровищницах, содержались дары, посвященные Аполлону. Между антами сокровищницы находились две опоры, решенные скульптурно в виде девушек — кор, стоящих на пьедесталах и поддерживающих своими головами капители, на которые опирался антаблемент с зофорным фризом. Применение человеческих фигур в качестве опор (мужчин — атлантов или девушек — кор) было довольно редким в греческой архитектуре.
Сокровищница сифносцев, будучи своеобразной разработкой ионического стиля, является первым известным случаем применения кариатид в Греции.
Среди архитектурных сооружений Древней Греции можно выделить как переходный от архаического стиля к классическому храм Посейдона в Пестуме. Хорошо сохранившийся храм построен во второй четверти 5 в. до н. э., но по своему решению он примыкает еще к архаическому стилю. Это большой периптер с 6 колоннами по фасаду и 14 по продольной стороне, выполненный из известняка. Черты архаики проявляются в подчеркнутой тяжеловесности всего сооружения.
В изобразительном искусстве 6 в. до н. э. при существовании различных местных художественных школ, имеющих свои особенности, следует отметить некоторые общие черты, указывающие на определенную ступень в развитии греческого искусства.
<<< Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Изобразительное искусство 7 в. до н. э.
Античное Искусство. Греция архаической эпохи. Изобразительное искусство 6 в. до н. э. >>>