В чехословацком искусстве реалистические традиции преобладали в наиболее распространенном в стране национальном направлении, хотя и здесь создавались произведения стилизованные. Особо сильными были реалистические тенденции в портретной и пейзажной живописи, в скульптуре и графике. Видным мастером реалистической живописи в этот период был Людвиг Куба (1863—1956). Выдающимся представителем реалистической скульптуры был Богумил Кафка (1878—1942). Крупнейшее его монументальное произведение — памятник Яну Жижке установлен на Витковой горе в Праге, на месте первой победы гуситов над войском императора и феодалов, только после освобождения страны от немецких гитлеровских захватчиков в 1945 году. Памятник Яну Жижке — одно из лучших произведений этого жанра Европейском искусстве 20 века.
Демократические социальные тенденции сказались в возвращении к реализму ряда художников, прошедших через сильное увлечение модернизмом. Так, уже в 1920-е годы кроме Штурсы обратился к реализму талантливый скульптор Отто Гутфрейнд (1892—1927), отошедший от кубизма. В конце 1930-х годов начал писать реалистические пейзажи своей родины крупнейший представитель кубизма в чешской живописи Эмиль Филла (1882—1953). Выразительные реалистические произведения создавали мастера чешской и словацкой графики начиная с Владимира Силовского (р. 1891) и Яна Рамбоусека (р. 1895). Крупным своеобразным явлением чешского искусства стало графическое творчество Иозефа Лады (1887—1957), развивавшего лучшие народные традиции в яркой, оригинальной художественной форме. К числу наиболее известных его произведений принадлежат иллюстрации к «Приключениям бравого солдата Швейка» Гашека и многочисленные рисунки к народным сказкам.
Значительная часть художников переходила в процессе борьбы против фашизма на революционные позиции. Наиболее видным представителем этой группы был словацкий живописец Циприан Маерник (1909—1945), участник словацкого и пражского восстаний. В его творчестве есть некоторые отголоски экспрессионизма, но в целом оно проникнуто горячим, искренним сочувствием к угнетенным людям и волей к борьбе против национального и социального угнетения.