Античное Искусство. Элладская культура

Материковая Греция в 3 тысячелетии до н. э., т. е. раннеэлладском периоде, была заселена не греческими племенами, которых древнегреческая история называла пеласгами. Между 2200—2000 гг. до н. э, произошло большое продвижение греческих племен с севера Балканского полуострова, одно из них — ахейцы — осело в Пелопоннесе, где наиболее сильными и богатыми стали поселения Микен и Тиринфа. Гомер называет Микены златообильными, и археологические открытия Шлимана, а позже Дерпфельда подтверждают это.
Микены. Могущество Микен усиливается в среднеэлладский период, совпадающий с среднеминойским III периодом. Именно в это время укрепляется акрополь Микен, строится первый дворец. Древнейшие крепостные стены окружали дворцовые постройки (в этом большое отличие от критских дворцов); за стенами на акрополе было устроено кладбище.
Шахтовые могилы. Шлиман открыл в Микенах шесть так называемых шахтовых могил. Позже, в середине тысячелетия, когда площадь акрополя расширилась, новые захоронения выносились за пределы акрополя, а место старых шахтовых могил было обнесено поставленными по кругу плитами. Художественные вещи, открытые в шахтовых гробницах, можно разделить на три группы: одни, выполненные на месте и в местном стиле ; другие, испытавшие воздействие критского искусства, и третьи — привозные. К первой группе принадлежат надгробные стелы из известняка с рельефами, золотые маски, лежавшие на лицах покойников, серебряные и золотые сосуды с рельефами, бронзовые кинжалы с золотыми инкрустациями.
На стелах изображены воины на колеснице, на фрагменте серебряной вазы — битва у крепостной стены, на кинжалах — охота на львов и львы, нападающие на газелей, кошка, охотящаяся на уток. На всех этих памятниках фигуры человека и животного даны хотя и в движении, но суммарно, без всякой детализации в плоском рельефе. Позы схвачены очень верно, жесты выразительны. Очень хороши по композиции украшения на кинжалах, где мастер удачно решил задачу размещения фигур на плоскости вытянутого треугольника, не утратив при этом динамичности и жизненной убедительности сцен.
Под влиянием критского искусства выполнен из золота кубок, опоясанный фигурами бегущих львов, и мелкие золотые бляшки для украшения одежды с изображением раковины, осьминога, бабочки.
К третьей группе принадлежат такие памятники, как замечательный серебряный ритон в форме головы быка с золотыми рогами. Ритон очень близок указанной выше критской голове быка из камня. Привозным является и страусовое яйцо, украшенное накладными голубыми фаянсовыми фигурами дельфинов и оправленное в золото.
Анализ первой и второй групп вещей показывает близость микенского искусства к критскому. Привозные критские изделия становились образцами для микенских мастеров. Но сцены войны и охоты характерны только для Пелопоннеса.
Крепостные стены Микен. Судя по огромному количеству украшений и предметов из драгоценных металлов, находящихся в шахтовых могилах, Микены были очень богаты. В середине 2 тысячелетия до н. э. владыки Микен предприняли грандиозную перестройку крепостных стен. Громадные по высоте и особенно по толщине стены были выложены из огромных глыб камня, частью неправильной формы: такая именно кладка называется «циклопической».
Часть стен построена также из больших, но правильных по форме квадров, уложенных ровными рядами. Справа от входа в главные ворота была устроена большая защитная башня.
Львиные ворота. Ворота сложены из двух колоссальных плит, вертикально поставленных и прикрытых третьей громадной плитой, над которой продолжается кладка, образуя треугольное отверстие для облегчения стены над поперечной плитой.
Этот свободный треугольник, так называемый ложный свод, закрыт огромной треугольной плитой с рельефным изображением двух львиц.
Два огромных хищника оперлись передними лапами на пьедестал, на котором возвышается колонна эгейского типа, т. е. суживающаяся книзу. Над колонной изображена часть перекрытия из круглых в сечении балок. Львицы, охраняющие вход во дворец, — первый пример в эгейском искусстве монументальной скульптуры. Выразительные фигуры животных трактованы реалистически.
Композиция плиты (две симметрические фигуры по сторонам центрального изображения, так называемая «геральдическая композиция») создана в Передней Азии, но микенский мастер вместо священного древа, характерного для восточного искусства, поместил архитектурную деталь, символизирующую царский дворец.
Микенский дворец. В среднеэлладский период расширились масштабы дворца в микенском акрополе. Планы пелопоннесских дворцов отличаются от критских: это ряд сравнительно небольших изолированных зданий с выходом на общий двор. Дворцовое помещение, так называемый «мегарон» царя и царицы, состоял из трех частей: сеней, оформленных в виде портика с двумя колоннами, небольшой передней и зала, в центре которого помещался очаг. Четыре колонны вокруг очага поддерживали перекрытие, несколько возвышавшееся над крышей; отверстие между перекрытием колонн и крышей служило дымоходом. Мегарон (13×12 м) был построен из тесаного камня и имел деревянное перекрытие. Стены внутри мегарона были оштукатурены и расписаны. Фрагменты фресок микенского мегарона позволяют восстановить сюжеты росписей — это охота, выезд на войну, сцены сражения. Характер живописи, условности в рисунке таковы же, как и в критской, но изображения человека и животного более схематичны и сухи, декоративность преобладает над правдивостью.
«Сокровищница Атрея». Приблизительно к этому строительному периоду Микен относится расположенная вне акрополя знаменитая гробница, так называемая «сокровищница Атрея» (названа так по имени легендарного владыки Микен — Атрея). Это большая купольная гробница с коридором — дромосом, перекрытая так называемым «ложным сводом», который образуется концентрическими рядами кладки с напуском. Образовавшиеся при такой системе кладки уступы внутри помещения были стесаны. Диаметр гробницы равнялся 14,5 м, высота 13,2 м. Свод был украшен бронзовыми позолоченными розетками. Вход был устроен так же, как Львиные ворота, т. е. над горизонтальной плитой перекрытия входа было оставлено свободное пространство, закрытое плитой с рельефом. Полуколонны, обрамлявшие вход, сделаны из зеленого мрамора.
Керамика. Микенская керамика не может равняться с критской изяществом и разнообразием форм, богатством многочисленных вариаций декоративных росписей, но зато превосходит ее в техническом отношении: черепок сосуда более тонкий, лучше обожженный, краски более прочные. Большая группа сосудов расписана краской, получившей после обжига красивый оттенок. Микенские кубки и кратеры, кувшины с узким горлом и своеобразной ручкой находят при раскопках во многих местах Эгейского мира. Их широко вывозили и им подражали мастера других центров.
Особенно часто на микенских вазах встречается изображение морских животных. Но осьминоги, каракатицы, известные нам на критских вазах, здесь теряют свою реалистическую трактовку и приобретают чисто орнаментальный характер.
Тиринф. Тиринф — другой значительной центр Пелопоннеса — находится в 15 км от Микен и представляет собой подобную Микейам крепость с мощными оборонительными стенами и дворцом. Процветал Тиринф в средне- и особенно в позднеэлладский период, т. е. во второй половине 2 тысячелетия.
Крепостные стены. Крепостные стены Тиринфа толщиной до 17 м сложены из грандиозных неправильной формы камней. В толще таких стен устроены были сводчатые (с ложным сводом) галереи и камеры, служившие дворцовыми кладовыми.
Внутри крепостных стен дворцовые помещения были окружены группой подсобных помещений. Через парадный ход — большие пропилеи — посетитель попадал в большой двор, пройдя который, подходил к малым пропилеям и ко второму двору, расположенному перед царским мегароном.
Мегарон. Мегарон был такого же плана и устройства, как и микенский. Он был построен из кирпича-сырца и камня в нижней части стен. Пол зала, покрытый толстым слоем штукатурки, был расписан шашками, внутри которых нарисованы дельфины и осьминоги. Стены мегарона были украшены фресками.
Живопись. Несколько раз дворец перестраивался и заново расписывался: сохранились фрагменты фресок разного времени. Наиболее ранний изображает девушку в критской одежде, несущую коробочку. Рисунок тщательный, но художник все же не справился с ракурсом плеча в профиль. Девушка с коробочкой, очевидно, составляла часть композиции, изображающей торжественную процессию с дарами. Второй значительный по своему художественному достоинству фрагмент, роспись со сценой охоты: сохранилась часть композиции, где изображен мчащийся во весь опор кабан; его настигают три большие гончие собаки, раскрашенные черными, голубыми и красными пятнами, что придает росписи декоративный вид. Третий наиболее поздний фрагмент фрески показывает выезд двух женщин на колеснице, запряженной стройными конями. Фон голубой, на втором плане несколько больших деревьев с круглой кроной. Одежда женщин отличается от критской: это закрытый хитон с недлинным рукавом. И фигуры девушек, и деревья схематизированы. Несмотря на большую декоративность, здесь утрачено то ощущение живого образа, которым проникнуты более ранние изображения.
Дорийское нашествие. Движение с севера новой волны греческих племен — дорийцев —- разрушило старые очаги эгейской культуры, надолго приостановило развитие реалистического искусства, но традиции эгейского искусства еще долго сохраняют свою силу в развитии греческого античного искусства; они проявлялись в планах храмов, сходных с мегароном, в монументальной живописи, в некоторых сюжетах и композиционных приемах, в керамической технике.


План Тиринфа


<<< Античное Искусство. Эгейское Искусство. Позднеминойский период. Вторая половина 2 тысячелетия до н. э.

Античное Искусство. Искусство Греции. Искусство 11—8 вв. до н. э. >>>

Иллюстрации к разделу >>>