Антифашистское движение и реалистическое искусство.

Наступление фашизма с начала 30-х годов вызывало активную реакцию со стороны демократически настроенных художников. В этот период возникла Международная ассоциация художников, объединявшая значительное число деятелей искусства в своих отделениях в различных странах. Активность ассоциации особенно возросла в годы гражданской войны и фашистской интервенции в Испании. Фашистские режимы в Германии и Италии подавляли и преследовали демократическое художественное движение.
В Испании в годы войны прогрессивные художники открыто стали на защиту республики. Особенно успешной была их работа в области политического плаката (Артече, Гелиос Гомес и др.).
Характерным примером демократического художественного движения тех лет может служить деятельность английских прогрессивных художественных групп. В Англии в начале 30-х годов было организовано отделение Международной ассоциации художников. Во главе английской ассоциации стояли художники-коммунисты — Клиффорд-Роу, Грэм Белл (1910—1949) и превосходный рисовальщик Джеймс Босуэлл (р. 1906). Затем Белл организовал группу молодых лондонских живописцев, стремившихся реалистически изображать жизнь рабочих кварталов Лондона. Эта группа получила название «Школы Юстон Роад». Ведущими живописцами лондонской «социальной» живописи были Джеймс Фиттон (р. 1899) и Уильям Колдстрим (р. 1908). Среди объединений реалистов, организованных в эти годы вне столицы, наиболее значительной была «Манчестерская группа», в которую входили живописец и график Эрн Брукс, рисовальщик Поль Хогарт (р. 1917) и скульптор Бетти Ри (р. 1904). В эти годы в реалистический лагерь перешел крупнейший скульптор Джекоб Эпстайн (1880—1959), американец родом, живущий в Англии. Подобный же процесс происходил в различных масштабах и в других западноевропейских государствах.
Фашизм никакими преследованиями не мог окончательно уничтожить демократическое движение в искусстве, хотя и создавал для него исключительно тяжелые условия. Особенно жестокой была расправа с революционно настроенными художниками в гитлеровском рейхе. В Италии после установления фашистского режима значение официального направления получил «неоклассицизм», призванный создать иллюзию возрождения античной римской империи. Он приобретал то извращенно деформированный с мистическими нотами, то казенно натуралистический, претенциозно напыщенный характер. Лучшие художники Италии — Феличе Казорати (р. 1885) и некоторые другие — отстранились от официального движения и фактически уже в 30-е годы оказались в оппозиции господствующему режиму. Среди передовых представителей более молодого поколения находился Габриеле Мукки (р. 1899). Прогрессивное направление в Италии во времена господства фашизма представляла группа журнала «Корренте», созданная в Милане в 1937 году, в которую входили многие молодые живописцы и скульпторы, в том числе Ренато Гуттузо и Джакомо Манцу. Группа, в частности, требовала «права изобразить драму молодежи, угнетенной фашизмом». Многие художники подвергались преследованиям, некоторые из них вынуждены были эмигрировать и вернулись в Италию только после поражения фашизма.

<<< Реализм в западноевропейском искусстве в период между первой и второй мировыми войнами.

Реалистическая скульптура начала 20 века. >>>

История искусства >>>