Технический прогресс, имевший место в 1930-х годах, продолжал успешно развиваться и в послевоенный период. Многое в разработке новых типов железобетонных конструкций сделал, в частности, итальянский инженер-архитектор П. Нерви (р. 1891). Им были созданы на основе принципа — прочность конструкции определяется прежде всего ее формой — многообразные системы железобетонных перекрытий минимального сечения (складчатые своды и купола толщиной в несколько сантиметров при пролетах около 100 м). Именно по такой системе Нерви был построен к Всемирным Олимпийским играм 1960 года Малый дворец спорта в Риме; его купол, предельно легкий и экономичный, в то же время чрезвычайно красив и по своему характеру прекрасно соответствует спортивному назначению сооружения.
Большой интерес в архитектурном и техническом отношениях представляет Дом ЮНЕСКО в Париже, построенный в 1955—1957 годах по проекту группы архитекторов разных стран — М. Брайера (США), П.-Л. Нерви (Италия) и Б. Зер-фусса (Франция). Проект был одобрен советом, в состав которого входили крупнейшие архитекторы — Л. Коста, В. Гроппиус, Ле Корбюзье и другие. В выполнении заказов на отделочные работы приняли участие лучшие строительные фирмы различных государств. Таким образом, Дом ЮНЕСКО явился поистине «международным детищем», и его архитектура отражает высшие достижения современной западной архитектуры.
Здание представляет собой в плане три радиально направленных корпуса, сходящихся в одной точке. Места присоединения корпусов друг к другу закруглены, таким образом с каждой из трех сторон здание воспринимается в виде плавной изгибающейся поверхности, почти сплошь покрытой стеклом и члененной на этажи слегка выступающими галереями. В корпусах размещаются помещения Секретариата. К одному из корпусов присоединен объем зала пленарных заседаний. К зданию примыкают свободные участки, небольшой «японский сад» и стоянки автомашин.
Все здание осуществлено из железобетона, алюминия, пластмасс, стекла. Строители сделали все возможное для того, чтобы подчеркнуть структуру и возможности самих строительных материалов, и, прежде всего, железобетона. Специальная обработка поверхности железобетона позволила выявить его фактуру. Последняя и используется в качестве едва ли не главного средства архитектурного убранства помещений.
При строительстве Дома ЮНЕСКО широко были привлечены монументальная живопись и скульптура, керамика, фотомонтаж. По росписи здания работали П. Пикассо, К. Аппель, Р. Тамайо, над скульптурой — Г. Мур и другие художники. Произведения живописи и скульптуры, помещенные здесь, исполнены почти ' целиком в абстракционистских формах.
Современная архитектура капиталистических стран включает ряд различных течений. Она не была единой в 1920-х и 1930-х годах, не является таковой и сейчас. И все же, несмотря на наличие разного понимания многих вопросов, в творческом сознании архитекторов всех стран преобладало и преобладает стремление к предельной простоте, функциональной оправданности и экономичности композиций, к асимметричным и контрастным архитектурным решениям, к архитектурной выразительности, достигнутой средствами самой конструкции, к использованию новых прогрессивных строительных и облицовочных материалов. Однако специфические условия капитализма побуждают архитекторов во многих случаях становиться на путь оригинальничания и формализма — в угоду соображениям конкуренции и рекламы.
Архитектура Запада предпринимала многочисленные попытки путем строительства снять или смягчить социальные противоречия капитализма, но ни в одном случае они не дали и не могли дать результата. Даже самые большие строительные мероприятия, проводимые в буржуазных государствах, были ничтожны по сравнению с реальными потребностями миллионных масс населения. Капиталистические города являют резкий контраст между благоустроенным, парадным центром и трущобными районами.
Технический прогресс в области строительства привел к созданию в странах Запада большого числа интересных сооружений, но он не мог быть использован в широких масштабах. Самые прогрессивные сборные железобетонные конструкции не получили большого распространения в капиталистических странах. Подлинно неограниченные возможности в отношении применения новых совершенных современных конструкций существуют лишь в странах социализма, где архитектура приобрела поистине всенародный характер.
<<< Архитектура стран Латинской Америки.
Искусство Европейских Стран и Америки Первой Половины 20 Века. >>>