После подавления революции в 1850-е и 1860-е годы широко развилась историческая живопись, в романтическом духе изображавшая эпизоды освободительной борьбы венгерского народа. Крупным представителем этого жанра был Виктор Мадарас (1830—1917), лучшие картины которого, например «Зрини и Франгепан» (1864) и «Народ Дожа» (1868, обе — Национальная галерея, Будапешт), отличаются драматичностью и напряженным революционно-романтическим пафосом. Формирование национальной реалистической школы завершается после 1867 года, когда компромисс между правящими классами Австрии и Венгрии привел к созданию двуединой монархии и открыл известный простор для более свободного развития венгерской общественной и культурной жизни. В статье, посвященной Венской международной выставке 1873 года, В. В. Стасов приветствовал появление новой национальной венгерской реалистической школы в европейском искусстве и называл ее главой Михая Мункачи.
Михай Мункачи. Михай Мункачи (1844—1900) вырос в бедности и с большим трудом добился художественного образования. Его творчество окончательно сформировалось к концу 60-х годов. Первое его крупное произведение — «Дом скорби» (1869, оригинал в США; авторское повторение 1878 г. — Будапешт, Национальная галерея) доставило ему крупный успех в парижском Салоне 1870 года. В 70-е годы Мункачи создает большую часть своих лучших картин на темы из жизни венгерского простого народа: «Ночные бродяги» (1873), «Женщина, сбивающая масло» (1873, Будапешт, Национальная галерея) и другие. В 80-е годы он поддается влиянию официального академического искусства. Однако реализм сохраняется в творчестве Мункачи и в этот период — в его пейзажах и портретах. В конце жизни Мункачи внес свой вклад в развитие прогрессивного движения венгерского искусства, активизировавшегося в середине 90-х годов. Его крупная картина «Забастовка» (1895, Будапешт, Национальная галерея) — одно из первых произведений венгерского искусства, изображавших борьбу пролетариата. Живопись Мункачи отличается звучностью светотеневых и цветовых контрастов, энергичной манерой письма, крепким пластичным рисунком. Эти средства используются художником для создания напряженной, зачастую драматической, эмоциональной атмосферы, в которой живут и действуют его герои. В своих картинах Мункачи создает яркие социально-типические характеристики.
Вокруг Мункачи сформировался ряд значительных мастеров венгерской реалистической живописи, в том числе жанрист Имре Ревсс (1859—1945). Картины Ревеса явились выражением прогрессивных идей своего времени. Первые из них, как, например, «Петефи среди народа» (Будапешт, Музей изящных искусств), несут в себе отзвуки революции 1848 года. Позднее социально-критические настроения в картинах Ревеса обостряются, достигая наивысшей силы в работах 90-х годов — «Требуем хлеба» (1899, Будапешт, Национальная галерея) и других. Важное место в развитии социальных идей в венгерской живописи занимает картина Кароя Кернштока (1873—1940) «Агитатор» (1897, Национальная галерея, Будапешт). Пал Синеи-Мерше (1845—1920) обогатил выразительные средства венгерской живописи яркостью цвета и правдивой передачей световоздушных отношений. Лучшим его произведением является картина «Маевка» (1873, Будапешт, Национальная галерея). Дальнейшее развитие реалистических традиций нашло свое продолжение в творчестве Шимона Холлоши (1857—1918) и некоторых его учеников, входивших в состав основанной им так называемой Надьбанской школы. Крупнейшим мастером реалистической венгерской скульптуры был Алаёш Штробль (1856—1926).
<<< Чешское искусство 19 века. Искусство Чехии.